Кому обязаны представляться сотрудники ДПС?

Кому обязаны представляться сотрудники ДПС?

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Сегодня модно говорить об обязанностях водителей при общении с сотрудниками ГИБДД. Однако у инспекторов также немало обязанностей перед автолюбителями.

Об обязанностях сотрудника ГИБДД при составлении протоколов, ранее мы уже говорили неоднократно. Сегодня поговорим о тех обязанностях, которые есть у сотрудника ДПС сразу после остановки автотранспортного средства.

Обязательный порядок действий инспектора при остановке автомобиля

Действия сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля подробно прописаны в Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009г. №185. (далее – Регламент ГИБДД). Этот нормативно-правовой акт является обязательным для исполнения всеми инспекторами. Он определяет суть их работы на дороге.

Несоблюдение инспектором любого пункта из Регламента ГИБДД, даже если это не повлекло нарушения конкретных прав автомобилиста – это серьёзнейшее нарушение. Ведь в этом документе само начальство написало сотруднику, как он должен действовать в той или иной ситуации. Нарушать эти требования – это значить не исполнять приказ руководства.

Также не стоит забывать, что сотрудник ГИБДД стоит на дороге не просто так. Он поставлен туда, чтобы защищать права всех участников дорожного движения (в том числе остановленного водителя). Для инспектора права остановленного автолюбителя должны являться высшей ценностью. Его обязанность их строжайшее соблюдение, защита и признание (статьи 2, 18 Конституции РФ).

Если держать в голове этому мысль, то станет, например, понятным возмущение автолюбителя, который ничего не нарушая ехал по дороге, а его просто так остановил сотрудник ГИБДД. Представим себе также ситуацию, что при этом инспектор не представился (представился невнятно), не назвал причину остановки или допустил другие нарушения.

Допустим также, что на обоснованные возражения автолюбителя (о несогласии с допущенными нарушениями), сотрудник не только «не исправляется», а начинает завуалировано угрожать автомобилисту.

Такие действия, если они допущены, являются нарушением самой сути требований Конституции, а также принципов деятельности автоинспектора изложенных статьях 19-23 Регламента ГИБДД.

Требования Регламента ГИБДД к порядку действия инспектора сразу после остановки автомобиля:

Сразу после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свою должность и звание, фамилию, а также сообщить причину и цель обращения. Все эти сведения автоинспектор должен сообщить водителю сразу же.

То есть неправомерными будут действия сотрудника ГИБДД, если сразу после остановки автомобиля он представиться, а причину и цель обращения сообщить лишь через 10 минут или только после неоднократных просьб автомобилиста. Эти обязанности инспектора следуют из пункта 20 Регламент ГИБДД.

Помимо вышеуказанного, в связи с тем, что автолюбитель остановил машину не по своей воле, а по принудительному требованию сотрудника ГИБДД, то остановка транспортного средства, безусловно, является ограничением прав и свобод автомобилиста. Например, ограничением права на свободное передвижение по дорогам своей страны. Это право автолюбителю гарантировано частью 1 статьи 27 Конституцией.

Раз так, то сотрудник ГИБДД обязан также разъяснить автолюбителю основание и повод для остановки автомобиля, и возникающие при этом у автолюбителя права и обязанности. Это обязанность сотрудника также следует из пункта 20 Регламента ГИБДД.

Когда сотрудник ГИБДД выполняет вышеуказанные требования, то он обязан говорить чётко и громко, чтобы любой автолюбитель смог разобрать все сообщаемые ему сведения. Делать это автоинспектор должен с учётом наличия шума исходящего от проезжающих автомобилей.

Недопустимо для инспектора ДПС говорить невнятно (нечётко, тихо, скороговоркой), так чтобы автолюбитель не услышал каких-либо его персональных данных. К таким действиям (говорить громко и внятно) сотрудника ГИБДД обязывает пункт 19 Регламента ГИБДД.

Например, в данном пункте есть такие требования, к сотруднику ГИБДД, как быть понятным.

Как может автолюбитель что-то понять, если все слова были произнесены скороговоркой, тихо и невнятно? Там же указано, что автоинспектор должен исключать возникновение ситуаций, когда есть возможность ошибочного или двоякого понимания его действий. Если говорить тихо и невнятно, то, как раз, такие ситуации и возникнут.

Идём дальше. Требование об останове автомобиля должно быть чётким и понятным для автомобилиста. Из таких действий сотрудника конкретный автолюбитель должен понять, оно (требование об остановке) имеет отношение именно к нему, а не кому-то другому. Эта обязанность для автоинспектора установлена пунктом 22 Регламента ГИБДД.

Если инспектор хочет составить протокол, то он должен всё объяснить остановленному автолюбителю. При этом сотрудник ГИБДД должен излагать всё без нравоучений и со ссылкой на Правила дорожного движения (пункт 23 Регламента ГИБДД).

Если автолюбитель не согласен с мнением инспектора, то тот обязан разъяснить ему порядок обжалования своих действий. Эта обязанность должностного лица следует из 23 пункта Регламента ГИБДД. Ведь не согласие с протоколом (пусть ещё не составленным) – это конфликтная ситуация. А возникновение конфликтной ситуации обязывает сотрудник так поступить.

Мнение! Пункт 23 Регламента ГИБДД навряд ли исполняется большинством сотрудников ГИБДД. Например, остановленный автолюбитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру. Значить такое право должно разъясняться автолюбителям при возникновении любой конфликтной ситуации. Этого не наблюдается.

Важно! При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение (в развёрнутом виде), только если автомобилист сам об этом попросит (пункт 20 Регламент ГИБДД).

При необходимости обращайтесь за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Ссылка на статью

Остановка водителей для проверки документов или иных мероприятий стала рутиной для ГИБДД.

Многие инспекторы считают, что водители должны безропотно соблюдать их требования и любая прихоть человека в погонах должна быть исполнена.

Между тем существует своеобразный чек-лист, которому должен следовать сотрудник. И начинается он с того, что гаишник обязан представиться и предъявить служебное удостоверение.

«Это не просто формальность. Данные пригодятся в случае, если после разговора с сотрудником ДПС вы решите обжаловать его действия.

Зная ФИО и звание инспектора, вам проще будет узнать, в какое подразделение необходимо направить заявление. Кроме того, удостоверение необходимо, если хотите убедиться, что перед вами настоящий сотрудник.

Мошенники в форме инспекторов встречаются всё реже, но они существуют», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Если водитель не расслышал данные инспектора ГИБДД или не успел рассмотреть служебное удостоверение, то он может обратиться к инспектору с просьбой повторно представиться, предъявить документ.

Тут нужно помнить один момент: в случае когда мы говорим о служебном удостоверении, «предъявить» — не равно «передать». Таким образом, сотрудник ГИБДД предъявляет удостоверение только из рук.

Вы можете попросить посмотреть его поближе, но передавать документ в руки водителя или другого участника дорожного движения инспектор не должен.

«Административный регламент ГИБДД гласит: «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения. Можно также напомнить инспектору, что представляться и демонстрировать документы, подтверждающие причастность к строевым подразделениям Госавтоинспекции, — его обязанность.

Делать это инспектор должен без дополнительных напоминаний», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Если человек в форме сотрудника ГИБДД не представился и отказывается показать удостоверение, то, скорее всего, перед водителем не инспектор, а некий гражданин, решивший останавливать автомобилистов в корыстных интересах.

«Я бы посоветовала сообщить о нарушении по телефону 112, указав адрес вашего местонахождения и номер патрульного автомобиля.

Всё происходящее далее (а лучше параллельно со звонком в полицию) необходимо снимать на камеру мобильного телефона, записывать на диктофон или видеорегистратор.

Это убережёт вас от дальнейших разбирательств в том случае, если вы всё же встретились с настоящим сотрудником ДПС, который недобросовестно относится к исполнению прямых служебных обязанностей», — уверена юрист Елизавета Владимирова.

Однако вышеописанная ситуация возникает крайне редко. Обычно если инспектор не представился или не хочет показывать удостоверение, он просто наплевательски относится к служебным обязанностям. А это серьёзное нарушение. Поэтому звоните на горячую линию ГИБДД или по телефону 112, рассказывайте о случившемся и следуйте указаниям диспетчера.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД

  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
  • (ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях — в ст. 23.3 КоАП РФ.

Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:

  1. — принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  2. — выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  3. — осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;
  4. — передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;
  5. — информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
  6. — прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  7. — оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  8. — выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
  9. — выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
  10. — участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  11. — участвовать в пропаганде правовых знаний;
  12. — обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
  13. — пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.
Читайте также:  Управление тр-м ср-м по временному удостоверению

Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:

  • — требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • — проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • — проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;
  • — вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  • — подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • — в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
  • — запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • — беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;
  • — требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;
  • — в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;
  • — обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
  • — составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • — доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
  • — доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
  • — направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;
  • — осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.
  • Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:

  1. — останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  2. — осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
  3. — задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
  4. — временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
  5. — временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;
  6. — выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
  7. — требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;
  8. — ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  9. — задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;
  10. — запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;
  11. — при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
  12. Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.
Читайте также:  Перевод долга в гражданском праве: между физическими и юридическими лицами, двустороннее и трехсторонние соглашение, законно ли без уведомления должника

Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах.

Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Полицейские нам больше не обязаны

 Русская ПланетаРусская Планета

В третьем (окончательном) чтении приняты поправки в Федеральный закон «О полиции», расширяющие полномочия сотрудников МВД и сводящие к минимуму их обязанности по отношению к гражданам.

Депутаты старательно вымарали слово «обязан», которое было, к примеру, в наиболее востребованной у «слишком грамотных» граждан статье № 5 Федерального закона «О полиции».

Если вчера полицейский при обращении к гражданину был обязан представиться и предъявить по требованию служебное удостоверение в развернутом виде, то теперь слово «обязан» заменено на глагол в настоящем времени «представляется». Что-то похожее наблюдается и далее по тексту.

Не «обязан пресекать», а «пресекает», не «обязан разъяснить», а «разъясняет» не «обязан обеспечить», а «обеспечивает».

Что это значит на практике? Во-первых, если «слишком грамотному» гражданину захочется указать полицейскому на его обязанности, коп может веско возразить, что лично нам он ничем не обязан.

А во-вторых, если ваш автомобиль останавливает человек в форме сотрудника полиции, то в ответ на ваше требование представиться и предъявить служебное удостоверение, теперь он может совершенно спокойно отказаться, разъяснив, что подозревает вас в управлении транспортным средством в отсутствии у вас соответствующего права.

Как же так? Ответ кроется в статье 51 новой редакции ФЗ «О полиции»: при угрозе жизни полицейского или при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.

Если коротко: пока вы качаете свои теперь уже эфемерные права, русский полисмен пресекает возможное правонарушение, и ничего не обязан предъявлять до тех пор, пока вы не отдадите ему в руки водительское удостоверение, свидетельство о регистрации и страховку.

Дальнейшая полемика с ним вполне способна породить еще один состав административного правонарушения с вашей стороны, предусмотренный статьей 19.

3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации («Неповиновение законному требованию сотрудника полиции»).

Тоже, надо сказать, «крайне опасное деяние», пресекать которое сотрудник может до потери пульса (разумеется, речь о пульсе гражданина).

Автоматически утрачивается право, дарованное гражданам пунктом 5.7 ФЗ «О полиции». Сюда тоже внесены коррективы, в какой-то мере противоречащие ст. 24.2 Конституции Российской Федерации.

Если вчера в пункте 5.7 было четко прописано, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом, то теперь слово «обязана» сменило слово «обеспечивает»— глагол в настоящем времени, которое, как известно, может длиться бесконечно.

Ранее практика была такова. Вас беспричинно останавливает сотрудник ГИБДД. Зачем? За что? «Для проверки документов». Вспоминаем п. 106 Административного регламента ГИБДД, где перечислены поводы для того, чтобы проверить у вас водительское удостоверение и документы на автомобиль.

· Выявление признаков нарушения ПДД

· Проведение мероприятий по предупреждению ДТП

Вы совершенно законно, руководствуясь пунктом 5.7 ФЗ «О полиции» требуете:

— Ознакомьте с документами на проведение операции «Анаконда» (как вариант — «Трезвый водитель») или с ориентировкой на мое транспортное средство», — И часто диалог с представителем власти на этом заканчивался его фразой «Счастливого пути». Причина?

Документы на спецоперацию были где-то далеко (на посту, у ответственного от руководства и так далее), а раз нет возможности обеспечить ознакомление с документами, то, если подойти к вопросу с точки зрения соблюдения прав гражданина, у полицейского нет оснований для проверки документов.

Сейчас же ситуация кардинально меняется. Даже невинная просьба представиться и предъявить служебное удостоверение может вызвать массу последствий, самым меньшим из них может быть вопрос отечественного полисмена:

«А где в законе сказано, что я обязан это сделать?»

Изменения в законе контрастируют с тем, что записано в статье 24.2 Конституции России, где прямо говорится: «органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Правда, в этой же статье идет оговорка «если иное не предусмотрено законом».

В котором, напомним, словосочетание «полиция обязана» табуировано.

Ну, а уж если полицейский увидит у вас в глазах что-то недоброе, и заподозрит вас в чем-то нехорошем, то обязаны ему будете вы. В том числе, похоже, и представиться полицейскому. Статья 13 ФЗ «О полиции», где ведется речь о правах полиции, после слов «проверять документы» вдруг оказалась дополнена фразой:

«требовать от граждан в случае их обращения (прим. автора: кого и к кому? — полицейского к гражданину или гражданина к полицейскому?) назвать свои фамилию, имя и отчество».

Кто-то может возмутиться: «А в чем проблема назвать полицейскому свои данные?». Для некоторых категорий россиян никаких проблем не существует в принципе. Не проблема предъявлять документы при беспричинной проверке. Не проблема получать зарплату с задержкой в два месяца. Не проблема посидеть, если посадили за решетку. Не проблема выселиться из квартиры, если кому-то помешал.

Читайте также:  Продажа акций физическим лицом. Покупка у физлица.

Другие, напротив, борются за свои конституционные права, которые вскоре – вангуем! – могут стать маленькими, как камень в почке. Именно за свои, а не за непрерывно расширяющиеся права карательного аппарата всея Руси.

И права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, не может отменить даже эта норма федерального закона «О полиции». Конституция главенствует над всеми законами. Она гласит:

«Никто не обязан свидетельствовать против себя». Не хотите давать полицейскому показания?

Никакие, в том числе, персональные данные? — Это ваше святое право. Храните молчание.

Говорят, даже «Железный Феликс» (прим. автора: Ф.Э. Дзержинский, председатель ВЧК), памятники которому сегодня восстанавливают повсеместно, в том числе, во дворах школ, рекомендовал лапотному населению послереволюционной России:

«Не думай. Если думаешь — не говори. Если думаешь и говоришь — не пиши. Если думаешь, говоришь, пишешь — не подписывай. Если думаешь, говоришь, пишешь и подписываешь — не удивляйся».

Вам оставляют право произнести короткую фразу: «Отказываюсь от дачи показаний», а не расплываться в заискивающей улыбке: «Команди-и-ир», раскрывая свой кошелек пошире (прим. автора: дача взятки должностному лиц карается по закону). Идем далее.

«Доброму» полицейскому и окно дверь

Даже из заголовка ст. 15 ФЗ «О полиции» куда-то исчезло слово «вхождение» (речь о праве полицейских заходить в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории).

Осталось лишь слово «проникновение». Если включить логику, то можно понять, что войти можно только через дверь. А проникнуть? Через окно, крышу, вырытый подземный лаз и даже канализацию.

Отныне мы можем ждать полицейских отовсюду!

Но слово «проникновение» имеет и несколько иной смысл. Вхождение несет официальную коннотацию. Проникновение может, в том числе, быть тайным, негласным. Куда более важный момент. Если раньше, в п. 6 статьи 15 ФЗ «О полиции» говорилось, что:

«О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, то теперь после слова «информируются» вставляется фраза:

«в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел»

Вам понятно? Сама полиция регулирует порядок, согласно которому она будет уведомлять вас, пока вы были на работе, а к вам силовики проникли в помещение, где вы живете. Как? Может, голубиной почтой? Может, «Почтой России» по адресу регистрации пошлет уведомление в конверте? Туда, где вы появитесь через три года или не появитесь никогда?

В 7 пункте статьи 15 ФЗ «О полиции» еще вчера говорилось, что в течение 24 часов уведомляется прокурор. Уведомляется и точка. А что у нас в новой версии закона? Вдруг появились «случаи, когда существует специальный порядок уведомления». Кто не понял, читай выше. Порядки у нас полиция устанавливает сама для себя.

Дополняется федеральный закон и статьей 151, регулирующей порядок вскрытия транспортного средства. Теперь транспортные средства полиция может скрывать в широчайшем наборе ситуаций.

Когда дело касается таких моментов, как спасение жизни граждан или задержание преступников, вопросов, конечно, ни у кого не возникает (хотя и тут могут быть нюансы). В иных случаях тему, кто писал этот закон, хотелось бы взглянуть в глаза, чтобы оценить их юридическую грамотность.

В пункте 6 статьи 151говорится, что вскрытие транспортного средства может проводиться… для осмотра.

Как неоднократно разъясняли должностные лица ГИБДД, осмотр заключается в визуальном обследовании транспортного средства и перевозимого груза.

Если имеет место проникновение в транспортное средство или даже его вскрытие, то ни о каком осмотре не идет и речи. Это досмотр — совершенно иная процедура.

Мы имеем законодателя, путающегося в понятиях, которыми он оперирует?

Чем дальше, тем страшнее! Транспортное средство может быть вскрыто, если есть основания полагать, что внутри находятся:

· предметы, изъятые из гражданского оборота

· ограниченно оборотоспособные вещи

«А также для проверки сообщения об угрозе террористического акта»

В теории, если одному недобросовестному гражданину захочется «наказать» другого, который поставил свой автомобиль на его «законное» парковочное место, то теперь ему достаточно снять трубку и сообщить «куда следует» о том, что у соседа в багажнике «вещи, изъятые из оборота» или что-то пострашнее.

«Если имеются основания полагать»

Формулировка, которая очень часто встречается в новой версии закона и может быть использована недобросовестными сотрудниками полиции против любого гражданина.

Ваш автомобиль, например, может быть вскрыт, если имеются основания полагать, что вы находитесь внутри него в нетрезвом состоянии. А какие, простите, основания полагать, что вы находитесь в автомобиле в нетрезвом состоянии, могут быть у полицейского, не являющегося наркологом?

· покраснение кожных покровов лица

В суде полицейский заявит, что у вас было «красноватое лицо», и вы хотели проверить его удостоверение, хотя 97% остановленных водителей хотели дать ему не только документы, но и готовы были оставить ключи от квартиры. Именно поэтому ему пришлось вскрыть вашу машину.

Вы уснули в неестественной позе в припаркованном автомобиле, а вам вынесли стекло? С точки зрения закона, полицейский прав.

У него были «основания полагать»! Ну, а то, что вам краска могла броситься в лицо от встречи с очень ретивым блюстителем законности? Такое в расчет, конечно же, не берется.

И, наконец, статья 24.2 новой редакции Федерального закона «О полиции», где говорится о «гарантиях полицейского». Сотрудники полиции получают право на применение огнестрельного оружия не только, если вы прикоснулись к его огнестрельному оружию, но и «совершили иные действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

Какие, например? 4 года назад лейтенант ДПС на Гагаринском посту наводил на меня свой автомат АКСУ за невинную просьбу представиться, объяснить цель и причину обращения, в ответ на его требование предъявить паспорт, адресованное мне, пассажиру, в 2 часа ночи при внезапной остановке сотрудниками ГИБДД автобуса «Москва-Минск».

От более решительных действий его, видимо, удержала включенная мною для фиксации возможных противоправных действий с его стороны камера мобильного телефона. Лайфхак – во всех случаях общения с полицией включайте камеру. Вести видеофиксацию действий полицейских в общественном месте не запрещает даже новая редакция ФЗ «О полиции».

Но помните: применить оружие сотрудник полиции может, как теперь следует из новой редакции закона, если вы «совершили иные действия».

И все же, какие? Например, если в качестве звонка на смартфоне у вас стоит боевое улюлюканье индейцев из популярных кинолент о ковбоях.

Как будет сказано в суде, полицейский услышал боевой клич и понял, что вы намерены совершать «иные действия». Весьма агрессивные, как он понял. В конце концов, может быть и так:

«Гражданин потянулся во внутренний карман правой рукой, я подумал, что там у него пистолет и нажал на спусковой крючок…»

Основания полагать были? Еще какие! Сотрудник полиции даже при таком раскладе остается в рамках закона. Подытожим.

Полицейские отныне имеют право «вскрывать, проникать, применять» на основании того, что у них есть «основания полагать». Власть дает полномочия тем людям, которым, согласно опросам, доверяет чуть больше половины россиян – всего 57% по данным ВЦИОМ на ноябрь 2021 года.

Расширение полномочий полиции происходит в предлагаемых обстоятельствах, когда совершенно очевидно, что их нужно сужать, и максимизировать общественный контроль за работой российской полиции.

Дня не проходит, чтобы мы не прочли в новостях, что очередной блюститель законности оказался на скамье подсудимых за взятки, подкинутые журналистам наркотики, пьяные ДТП, крышевание, изнасилования или даже убийства.

Что-то подсказывает, что число «правоохранителей», которые ушли от ответственности, намного больше тех, кого коснулись посадки.

И этим людям сегодня «расширяют права», усердно работая над тем, чтобы придумать очередной повод отправить граждан за решетку за просушенные на Вечном огне носки или оскорбление чьих-то чувств фотографией в соцсетях.

Там, в колониях и тюрьмах, не полицейских, а рядовых граждан встретят дружелюбные сотрудники отечественной системы исполнения наказаний. Встретят как положено. С набором швабр и весьма изощренным энтузиазмом.

Но это будет уже другая, не менее печальная, история.

Остается поблагодарить Государственную Думу, что в последний момент из новой редакции ФЗ «О полиции» убрали слова о том, что «полицейские не могут преследоваться за действия, совершенные при исполнении». Глядишь, руководствуясь такой логикой, через год-два дали бы вольную майору Евсюкову. Ведь он расстреливал мирных граждан в форме сотрудника МВД.

Значит, был при исполнении.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *