Отказ ОАО от выплаты выслуги лет.

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • от 12 марта 2018 г. N 50-АПГ17-25
  • Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области, апелляционному представлению прокуратуры Омской области на решение Омского областного суда от 20 октября 2017 года, которым удовлетворены административные исковые требования Жаборовского Сергея Александровича об оспаривании отдельных пунктов Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции решения от 18 ноября 2016 года N 126).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Совета и Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Соснина А.Ю. и Детцель А.А.

, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.

, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

  1. установила:
  2. решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции от 18 ноября 2016 года N 126) утверждено «Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области».
  3. Абзацем четвертым пункта 4 Положения установлено, что размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,5 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы.

Жаборовский С.А.

, являющийся получателем пенсии за выслугу лет, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного выше пункта Положения в части ограничения денежного содержания для исчисления пенсии по выслуге лет в размере 1,5 должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы.

В обоснование заявления указал на то, что при назначении ему пенсии действовала прежняя редакция абзаца четвертого пункта 4 Положения, предусматривающая ограничение размера денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, 2,8 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы, внесение изменений на 1,5 месячного должностного оклада муниципального служащего представляет собой произвольный отказ государства от ранее принятых публично-правовых обязательств, ухудшает положение лиц, замещающих должности муниципальной службы, по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, что противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункту 5 статьи 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ.

В подтверждение нарушенных прав, Жаборовский С.А. ссылался на факт произвольного установления ему на основании решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 21 октября 2016 года N 116, пенсии за выслугу лет в размере 4805 рублей.

Решением Омского областного суда от 20 октября 2017 года административные исковые требования Жаборовского С.А.

удовлетворены, оспариваемое правовое регулирование в части ограничения размера денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, 1,5 денежного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы, признано недействующим с момента его принятия.

В апелляционной жалобе Совет Русско-Полянского муниципального района Омской области, в апелляционном представлении, участвующий в деле прокурор просят данное решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе Жаборовскому С.А. в удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционном представлении, Жаборовским С.А. представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные требования Жаборовского С.А.

, суд исходил из того, что оспариваемое положение абзаца четвертого пункта 4 Положения создает условия, исключающие реализацию порядка установления пенсий за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, поскольку при таком регулировании фактически не учитывается ни продолжительность стажа муниципальной службы, ни различия в среднемесячном денежном вознаграждении с учетом занимаемой должности, а назначение пенсии гарантируется в фиксированном размере, равном фиксированной выплате к страховой пенсии, что ухудшает положение лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Кроме того, его принятием обусловлено некомпенсируемое снижение размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.

Выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Суду надлежало учесть, что федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5) и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), он одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.

В силу предписаний пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к этому Федеральному закону.

Часть 6 статьи 2 федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гласит, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций и являются дополнительной, помимо назначенной на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

Из этого исходит и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говоря о том, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 — 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 — 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона (абзац второй, части 5.1 статьи 40).

Рассматривая вопрос о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) — при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) — являются дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается. Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О).

Читайте также:  Продажа части дома без оформления наследства

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.

Содержание Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции от 18 ноября 2016 года N 126), отдельное предписание которого оспаривается заявителем, позволяет сделать вывод, что: установление, выплаты и перерасчет пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области не являются произвольным и производятся в соответствии с действующим законодательством с учетом социально-экономического положения и возможностей бюджета муниципального района; при подсчете пенсии за выслугу лет учитывались должностной оклад и стаж муниципальной службы каждого получателя муниципальной пенсии.

Так, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней при наличии стажа муниципальной службы 15 лет (приложение N 7 к Положению); такая пенсия назначается в размере 45 процентов денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа сверх указанного стажа. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов денежного содержания муниципального служащего, определенного в соответствии с пунктом 4 Положения.

  • Согласно этому пункту пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, исчисляется по выбору обратившихся за установлением такой пенсии исходя из их денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях».
  • Размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,5 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы.
  • Размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не должен превышать максимального размера пенсии за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области и не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом коэффициента индексации.

Поскольку указанные объективные критерии установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений и предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности; в связи с чем они не могут рассматриваться как противоречащие требованиям Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункту 5 статьи 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Омского областного суда от 20 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым Жаборовскому С.А.

отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим абзаца четвертого пункта 4 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции решения от 18 ноября 2016 года N 126).

Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсии

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы — на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  •  непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
  • Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

  • в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;
  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:
    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; 
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом  2 части  2 статьи 10  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются  один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..

В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

  • в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.
  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Читайте также:  Трудовой договор или гражданско-правовой?

Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

  • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Выплата пенсии восстанавливается:

  • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
  • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
  • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Компенсация за отработанные годы в форме надбавки за выслугу лет в 2022 году

Предприятия постоянно борются с текучкой кадров — приходится тратить время на обучение нового персонала, развивать командный дух нового коллектива.

Чтобы заставить работников трудиться долгие годы и не менять место работы, руководители фирм выплачивают надбавки к окладу за выслугу лет в компании.

Компенсация за отработанные годы стимулирует подчиненных к продуктивной работе, а наниматели получают преданных сотрудников, готовых трудиться долгие годы.

Как рассчитать продолжительность трудового стажа сотрудников

Трудовое законодательство регламентирует выплату денежных поощрений за выслугу лет сотрудникам бюджетных организаций, а в коммерческих фирмах порядок награждения преданных служащих несколько иной.

Гарантией получения надбавки за выслугу лет становится грамотно заполненная трудовая книжка.

Сотрудник непременно должен трудиться на официальных началах, с внесением записей о трудоустройстве в данный документ.

Стаж работы включает в себя все периоды времени, на протяжении которых работник получал зарплату (должны учитываться больничные, отпуска, командировки).

Чтобы можно было рассчитывать на получение надбавки за отработанные годы, нужно ознакомиться с внутренним актом предприятия, в котором имелось бы упоминание о продолжительности трудового стажа в компании, дающего право на процентную надбавку.

Такого положения может и не быть ни в одном документе, поскольку работодатель не обязан назначать поощрительные выплаты такого рода.

Перевод сотрудника на другую должность не влияет на рабочий стаж служащего — при осуществлении работы в другом отделе той же фирмы стаж за отработанные годы будет вычислен суммарно, кроме случаев, когда в связи с переводом меняется размер зарплаты.

В том случае, если сотрудника перевели трудиться в другую организацию после проведения реорганизации, он продолжает работать в той же должности, и наниматель не меняется, а значит можно договориться с работодателем о том, чтобы рабочий стаж подчиненного не прерывался, и надбавка не утрачивалась.

Если сотрудник был трудоустроен в компании, где ему начали доплачивать надбавки за отработанные годы, а он на время уходил с предприятия ради выполнения работ у другого нанимателя, прежний руководитель не обязан сохранять за ним надбавку за стаж работы. Однако, если речь идет о высококвалифицированном специалисте и о ценном кадре, начальство может пойти на уступку.

статью ⇒ «Какая надбавка военнослужащим за выслугу лет в 2022 году».

Компенсация за отработанные годы для работников бюджетной сферы

Надбавки для бюджетников вычисляются как процент от заработной платы. Основным критерием оценки величины надбавки является продолжительность рабочего стажа на предприятии.

Когда бухгалтер будет вычислять размер надбавки к зарплате, им будут учтены следующие показатели:

  • размер премии, установленной внутренними нормативными актами фирмы и трудовым договором с сотрудником;
  • районный коэффициент (при наличии);
  • коэффициент субъекта РФ.

Надбавка, как и прочие регулярные денежные поощрения, является доходом сотрудника, а потому работодатель обязан удерживать с ее суммы налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

статью ⇒ «Компенсация за ненормированный рабочий день».

Трудовое законодательство позволяет работодателям не назначать никаких надбавок за отработанные на предприятии годы — данный вопрос решает сам наниматель. Если он посчитает целесообразным стимулировать сотрудников таким образом, величину компенсации он также определит самостоятельно — закон не регулирует минимальных или предельных размеров.

Работники, трудящиеся в коммерческих фирмах, не могут знать наверняка, что, отработав определенное количество лет, они начнут получат дополнительные выплаты за непрерывный стаж в компании.

Если сотруднику принципиально нужно знать, будет он получать доплату, или нет, он должен ознакомиться с локальными нормативными актами, в которых прописаны различные стимулирующие выплаты для служащих. В трудовом договоре также необходимо найти упоминание о количестве надбавок, их размере и порядке выплаты.

Получается, что трудовой договор с руководителем является главным документом, регламентирующим все установленные формы материального стимулирования. Премии и бонусы должны быть непременно упомянуты в следующих документах:

  • коллективном договоре;
  • положении о материальном поощрении и премировании работников.

статью ⇒ «Компенсация за тяжелый труд и вредные условия труда».

В каком размере выплачивается компенсация за отработанные годы

Надбавка за выслугу лет на предприятии начисляется в процентах от месячной зарплаты, поэтому величина доплаты будет зависеть от ставки. Если оклад увеличился или уменьшился, то и надбавка вырастет или снизится соответственно. Начисление надбавки не должно прекращаться, если:

  • имеет место период, в течение которого за работником сохраняется зарплата;
  • сотрудник находится в отпуске;
  • работника уехал в командировку.
ст. 135 ТК РФ О том, что компенсация за отработанные годы не является обязательной выплатой на предприятиях

Типичные ошибки

  • Ошибка: Сотрудник требует, чтобы ему выплачивалась компенсация за отработанные годы в коммерческой компании.
  • Комментарий: Если во внутренних актах компании не упоминается о выплате надбавок за продолжительный трудовой стаж, значит работодатель не посчитал нужным устанавливать стимулирующие выплаты.
  • Ошибка: У сотрудника, получающего надбавку за продолжительную службу в компании, увеличилась зарплата, а размер надбавки не был повышен.

Комментарий: Надбавка рассчитывается как процент от оклада. Соответственно, при увеличении зарплаты должна увеличиваться и надбавка за рабочий стаж.

Ответы на распространенные вопросы о том, кому полагается компенсация за отработанные годы

  1. Вопрос №1: Как вычислить сумму надбавки за стаж работы на предприятии, если сотрудник был переведен на другую должность, и это привело к увеличению зарплаты?
  2. Ответ: В таком случае нужно рассчитать надбавку заново, опираясь на процентное отношение к размеру оклада, а не на продолжительность трудового стажа работника.
  3. Вопрос №2: Можно ли получать надбавки за продолжительный рабочий стаж на предприятии, где трудоустроен по совместительству?
  4. Ответ: Нет, надбавки за отработанные годы начисляются только по основному месту работы.

? Видео-советы. Какие льготы есть при надбавке за выслугу лет?

В видео раскрывается информация о льготах при надбавке за выслугу лет⇓

[youtube]roUcEKMUd-4[/youtube]

Должен ли работодатель пересчитать доплату сотруднику за стаж в случа

Ответ: В этом случае сумму недоплаты нужно выплатить работнику, а сумму переплаты можно удержать только с согласия работника.

Обоснование: Доплата за стаж является стимулирующей выплатой и, соответственно —  частью заработной платы.

Так, статья 129 ТК РФ предусматривает включение в состав заработной платы стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату, в том числе доплату за стаж, являющуюся частью зарплаты  (ст. 22 ТК РФ).

Таким образом, в случае недоплаты работодатель обязан доплатить работнику невыплаченные суммы.

В случае излишне выплаченной доплаты за стаж работодатель не обязан осуществлять перерасчет, так как, согласно абз. 2 ч. 4 ст.

137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки.

Фактическое начисление работодателем ежемесячной надбавки за выслугу лет при отсутствии у работника необходимого для ее начисления стажа выслуги не свидетельствует о наличии счетной ошибки или недобросовестности действий работника:

Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 15.05.2019 по делу N 33-326/2019 Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченных денежных средств.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик, проходивший службу в войсковой части, исключен из списков личного состава. В спорный период в результате ошибочно установленной процентной надбавки за выслугу лет необоснованно выплачено денежное довольствие.

Решение: В удовлетворении требования отказано. {КонсультантПлюс} 

Читайте также:  Когда платить ндфл с отпускных: облагаются ли, как рассчитать, порядок и срок перечисления

Требование:  О взыскании с работника неосновательного обогащения в виде излишне выплаченных денежных средств.

Обстоятельства: Истец (работодатель) ссылается на то, что ответчик, проходивший службу в войсковой части, исключен из списков личного состава. В спорный период в результате ошибочно установленной процентной надбавки за выслугу лет необоснованно выплачено денежное довольствие.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 08.05.2018 по делу N 33-3385/2018{КонсультантПлюс} https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SOSK&n=70043&dst=100003%2C-1&date=29.07.2021

Требование: О взыскании излишне выплаченного денежного довольствия. Работнику были перечислены денежные средства в качестве процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% оклада денежного содержания. Как выяснилось позже, в документах была ошибка о выработанном сотрудником стаже. С учетом внесенных исправлений размер надбавки должен был составлять 30%.

Обстоятельства: Истец (работодатель) ссылается на то, что в результате счетной ошибки ответчику были излишне выплачены денежные средства.

Решение: В удовлетворении требования отказано. Поскольку причиной выплаты работнику денежного довольствия в большем размере стало неправильное определение сотрудниками кадрового управления Минобороны продолжительности стажа военной службы работника, а не счетная ошибка, нет оснований для взыскания излишне выплаченных денежных средств.

Лишение выслуги

  • Опубликовано29 апреля 2019 в 08:32
  • Здравствуйте!
  • Это зависит от того, в какой системе Вы работаете — в государственной или частной.
  • Оплата труда и выплата стимулирующих выплат госслужащих и муниципальных служащих прописывается,как правило, в их нормативно-правовых актах.
  • В частной организации такие выплаты устанавливаются локальным нормативным актом, например, Положением об оплате труда.
  • Изменения в оплате труда должны производится в рамках ст.74 ТК РФ
  • Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
  • [Трудовой кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 74]
  • В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
  • О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

3 основные причины отказа в выплате ДОПов по военной ипотеке

Тема выплат денежных средств, дополняющих накопления по военной ипотеке, одна из самых актуальных. Ведь получение допов является одной из составных частей жилобеспечения военнослужащего.

Сам алгоритм получения допов мы уже раскрывали достаточно подробно и останавливаться на нем не будем, ссылку приведем ниже под видео.

Сегодня же сосредоточимся на возможных отказах в выплате допов и рассмотрим примеры.

Прежде чем продолжить, давайте вкратце вспомним кому положены допы.

Допы положены военнослужащим, которые увольняются с военной службы по льготной статье и не достигли при этом календарной выслуги 20 лет.

Эти денежные выплаты рассчитываются исходя из 20 лет выслуги, которую военный мог бы достигнуть, если бы продолжал служить. Документы на выплату допов военнослужащий оформляет и подает в соответствии с Приказом МО РФ 477.

Если нужно больше деталей почитайте этот приказ или посмотрите блог по ссылке ниже.

  • А теперь давайте посмотрим на основании чего жилорган может отказать военнослужащему в выплате этих денег.
  • — Первая ситуация.
  • Согласно Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения № 686, основаниями для отказа в выплате дополнительных денежных средств являются — непредставление или представление не в полном объёме документов, необходимых для производства выплаты, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
  • Однако, как правило, подобные отказы в выплате не несут негативных последствий в целом, но подобная документальная волокита ведет к тому, что военный годами не может получить допы.

В таком случае рекомендуем при возникновении проблем обращаться сразу же в прокуратуру.

Если же такие обращения не помогают, а из нашей практики такое бывает довольно часто, когда военный несколько лет не может получить допы, то тут, однозначно, остается один выход — суд.

Но в любом случае, прежде чем обращаться в суд, необходимо понять кто и на каком этапе нарушил ваши права.

Акцентируем внимание, что ошибка многих военнослужащих заключается в не правильном понимании самого судебного процесса по подобным делам.

Есть заблуждения, что можно сразу же обращаться в суд, не зная изначально в чем проблема. Уважаемые военнослужащие, запомните, в таких делах обязательно проводится досудебная подготовка, то есть выясняется кто что и где нарушил, пишутся дополнительные запросы, и при этом все должно быть в рамках сроков давности. Суд за вас все делать не будет.

— Вторая ситуация отказов, это когда документы подаются позднее, чем установленный законом срок 3 месяца.

К сожалению, до настоящего времени такие отказы также встречаются. Однако, судебная практика в целом давно устоялась в том плане, что на уровне высших судов сформирована позиция, согласно которой срок 3 месяца не является пресекательным и на право военнослужащего никак не влияет. То есть военный не может быть лишен допов только лишь потому, что пропустил сроки подачи документов.

Однако, тем не менее, если получен подобный отказ, то поможет только обращение в суд.

И третий момент, с которыми мы работали — это отказ в выплате допов, если второй супруг был обеспечен субсидией.

Кстати, необходимо отметить, что массово подобные судебные споры происходили в этом году. Мы успешно решали такие вопросы в порядке двух инстанций. Однако, в целом были суды в некоторых регионах, где военным отказывали и им пришлось идти аж до высших инстанций. Эта ситуация заставила судебную коллегию включить в обзор данную проблему.

  1. Вот выдержка из позиции судов.
  2. Смотрим подробнее в 108-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтённых на именном накопительном счете участника, является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. Приведённый перечень оснований является исчерпывающим и иных оснований для отказа в этой выплате не содержит.

И далее последовал вывод: в законе содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в выплате участникам НИС денежных средств, дополняющих накопления. К таким основаниям не относится реализация военнослужащим – участником указанной системы права на обеспечение жилым помещением в качестве члена семьи супруга-военнослужащего.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного делаем выводы.

Первое — законом у нас предусмотрено именно 2 основания для отказа, когда не подан весь комплект документов, либо когда предоставлены недостоверные сведения.

Второе — эти основания приостановки выплат в целом можно решить без судов. Однако, если вы больше года не можете подать документы или их приостанавливают по тем или иным причинам, то для успешного разрешения ситуации мы однозначно рекомендуем судебное разбирательство.

Третье. По всем остальным мотивировкам отказа единственным выходом остается суд. Причем обратите внимание 3-месячные сроки с момента отказа нельзя пропускать ни в коем случае.

Четвертое – не забывайте про квалифицированную досудебную подготовку. И несомненно при грамотном подходе вместе с нашим юрбюро все решается успешно.

На сегодня все, повышайте паровую грамотность вместе с НачФин.инфо!

  • Отзывы о работе юридического бюро Начфин.инфо-39 >>>
  • Юридическое бюро «Начфин.инфо-39»
  • Получение военными накоплений и допов в НИС по приказу Минобороны № 477 (вместо ПМО №245)

Изменения в военной ипотеке по новому законопроекту. Правовой анализ от Начфин.инфо

Обсуждение темы на форуме ведется здесь >>>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *