Гарантийный ремонт: я поставил на свой автомобиль дополнительное оборудование-парктроник

Сегодня практически у каждого водителя есть чёткое понимание того, что если поставить дополнительное оборудование не у официального дилера или провести плановое ТО не в их сервисе, то машина просто-напросто «слетит» с гарантии.

Скажем, если Вы установили сигнализацию или заменили масло в стороннем автосервисе, а потом приехали по гарантии к дилеру с проблемами с электрикой или мотором соответственно, то получите отказ на том основании, что с гарантии Ваша машина снята.

Но насколько такое мнение подкреплено действующим на 2022 год законодательством? Это и давайте выяснять!

Что такое гарантия и почему невозможно с неё слететь?

Автомобиль является товаром, его собственник после покупки в автосалоне – потребителем, а сам автосалон (его мы и будем называть официальным дилером ниже) – продавцом. Это очевидно.

Есть ещё изготовитель автомобиля – он нам также понадобится ниже. Следовательно, правовые отношения между вышеперечисленными лицами в контексте нашего товара регулирует ФЗ «О защите прав потребителей» (далее «ЗоЗПП»).

С ним мы и будем разбираться.

Итак, начнём мы с базового термина – гарантия, который далеко не все понимают так, как нужно его понимать по букве закона.

Гарантия – это срок (он так и называется «гарантийным сроком»), в течение которого продавец обязуется устранить недостатки, возникшие не по вине потребителя. Так как гарантия – это срок, то становится очевидно уже здесь, что «слететь» со срока или снять с него нельзя.

Вот ещё ряд полезных постулатов о гарантийном сроке:

  • ни у продавца, ни у изготовителя вообще нет обязанности устанавливать гарантию по закону (не прописано обязанности ни в одном нормативно-правовом акте),
  • тем не менее, если гарантийного срока на товар не предусмотрено, то это не значит, что продавец может отдать машину покупателю и распрощаться с ним – в случае претензий по качеству автомобиля покупатель всё ещё может предъявить требования, законом установлен срок 2 года для этого, если продавец не предусмотрел более длительный срок (ч.1 ст. 19 ЗоЗПП, цитата ниже),
  • если автомобиль находится на гарантии, то обязанность выяснять, по чьей вине произошла та или иная поломка, ложиться на дилера, но если тот докажет, что по вине покупателя, то оплатить экспертизу, выяснившую это, должен потребитель (ст. 18, ч.5 ЗоЗПП).

Статья 19, часть 1.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Статья 18, часть 5.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счёт.

Гарантийный ремонт: я поставил на свой автомобиль дополнительное оборудование-парктроник

Когда дилеры пытаются снять с гарантии?

Никогда! Дело в том, что самого термина «снять с гарантии» или «слететь с гарантии» в ЗоЗПП не существует вовсе. Есть термин «гарантийный срок». И, так как это срок, то со срока нельзя слететь, и с него нельзя снять машину.

Официальный дилер может лишь отказать в гарантийном ремонте (в пределах гарантийного срока), если докажет, что недостаток (поломка, недочёт, полная гибель автомобиля) произошли по вине потребителя. И именно автосалон должен это доказывать.

Что такое вина потребителя? Установка допоборудования или проведение ТО не у дилера ещё не говорит о том, что какая-либо поломка в машине после этого возникла автоматически именно из-за проведения работ не у дилера, хотя именно так большинство дилеров и утверждают.

Чаще всего отказы в гарантийном ремонте происходят при следующих действиях покупателя, произведённых не в стенах дилерского центра:

  • Вы установили сигнализацию (когда дилер сразу может утверждать, что гарантии на электрику Вы лишаетесь или вовсе полностью слетаете с гарантии),
  • Вы провели техобслуживание самостоятельно (например, заменили сами масло, и тогда дилер говорит, что гарантии на двигатель теперь у Вас нет),
  • установили парктроники,
  • иногда даже воспользовались услугами шиномонтажа,
  • провели развал-схождение колёс,
  • провели кузовной ремонт после ДТП,
  • меняли детали подвески (здесь также можно «слететь» с гарантии только якобы на подвеску),
  • и ещё большая вариация работ – главное, что они проведены за пределами дилерского центра.

Гарантийный ремонт: я поставил на свой автомобиль дополнительное оборудование-парктроник

Все вышеперечисленные утверждения дилера не основаны на законе. Чаще всего сюжет отказа в гарантийном ремонте происходит по следующему сценарию:

  1. водитель делает что-то (проводит те или иные работы по автомобилю) не у дилера, что по условиям дилера приводит к тому, что машина или её часть слетает с гарантии,
  2. далее в автомобиле может образоваться поломка (которая может быть вовсе не связана с дополнительным оборудованием или работами),
  3. покупатель приезжает в салон, где покупал машину и жалуется,
  4. мастера автосалона обнаруживают установку доп. оборудования,
  5. мастера салона прямо говорят: «Вы же ставили [нужное подставить] не у нас, вот туда и обращайтесь, именно поэтому у Вас машина и сломалась!».

Как видим, дилер безо всякой экспертизы просто указал на вину стороннего автосервиса. Это незаконно. Как мы уже говорили выше, нет в законе понятия «слететь с гарантии». Следовательно, обязанности продавца по устранению недостатков товара никуда не пропадают. Даже если Вы установили доп.

оборудование или провели ТО не у дилера, и если даже именно это стало причиной поломки – то есть недостаток произошёл по Вашей вине. Гарантийный срок от этого никуда не девается, просто у дилера пропадает обязанность устранять именно этот недостаток товара.

И эта обязанность переходит к причинителю вреда – тому, кто ставил оборудование.

Что делать, если дилер отказывает в гарантийном ремонте?

Если Вы стали жертвой подобного вышеописанному сюжета, то уже понимаете, почему дилер поступает незаконно. Между тем, порядок действий здесь достаточно прост.

Прежде всего, любые взаимоотношения с официальным дилером, в том числе требования об устранении недостатков, нужно производить в письменном виде.

Недостаточно просто приехать к продавцу и указать на поломку.

Нужно написать письменное требование устранить недостаток или провести экспертизу для установления невиновности продавца в недостатке и предоставить мотивированный отказ на основании экспертизы.

Требование нужно предоставить в виде претензии в 2 экземплярах, где в одном должны поставить входящий номер или просто должностное лицо должно подписать его и отдать Вам как доказательство принятия.

В любом случае лучше снимать сдачу претензии на видео, так как хитрость некоторых дилеров не знает границ – были случаи, когда представители автосалона утверждали, что покупатель не давал никаких претензий, а подписавшийся сотрудник вообще не работал никогда у них, и доказать обратное практически невозможно.

И только доказав, что недостаток возник в прямом следствии от вмешательства посторонних лиц, дилер может отказать в гарантийном ремонте автомобиля.

Гарантийный ремонт: я поставил на свой автомобиль дополнительное оборудование-парктроник

ТО можно проходить где угодно

А вот обязывать покупателя проходить техобслуживание как условие сохранения гарантии официальный дилер вовсе не имеет права. Это продавцу прямо запрещает часть 2 статьи 15 ЗоЗПП:

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

Таким образом, продавец не имеет права по закону ограничивать гарантию на машину обязанностью проходить ТО только у дилера, покупать какое-либо дополнительное оборудование или доплачивать за это.

Следить за изменениями этой статьи

О гарантии

В нашем сервисном центре действуют два вида гарантии.

  1. Первая дается от производителя узлов или деталей, установленных на ваш автомобиль. Срок действия этой гарантии от одного до пяти лет. Он зависит от типа установленного оборудования.
  2. Вторая гарантия действует только на качество нашей работы. Ее срок также действует от года до пяти лет.

Автомобиль пребывает на заводской гарантии

Владельцам гарантийных автомобилей мы предоставляем весь пакет имеющихся у нас документов в части наличия сертификатов. Речь идет о праве компании устанавливать на гарантийные автомобили дополнительное оборудование.

Следует сразу сказать, что в нашем сервисном центре обслуживается 90% именно гарантийных автомобилей.

При этом у нас не было ни единого случая, когда автомобиль снимали с заводской гарантии по причине нами установленного дополнительного оборудования.

Не нужно обращать внимание на нелепые слухи о том, что в случае установки нами дополнительного оборудования на новый автомобиль с него снимается гарантия. Такое может произойти, если вы установили оборудование самостоятельно или вне дилерских центров.

Выдержки из Закона РФ «О защите Прав Потребителей»

В Законе РФ «О защите Прав Потребителей» четко говорится о том, что если сервисный центр имеет с производителем автомобиля дилерское соглашение, то установка им дополнительного оборудования делается исключительно с согласия производителя. Ни один автосалон не имеет права снять гарантию с нового автомобиля, если дилер установил на нем, к примеру, ту же сигнализацию.

Более того, в нормативно-правовом акте сказано, что ни один автосалон не имеет права навязывать владельцам гарантийных автомобилей какие-либо услуги под предлогом лишения заводской гарантии.

Вместе с тем, если дилер некачественно установил дополнительное оборудование, в результате чего вышла из строя какая-то деталь или узел автомобиля, то в этом случае он несет полную ответственность и ремонт машины будет сделан за его счет. Вина же дилера может быть доказана только независимой экспертизой, стоимость проведения которой оплачивает дилер.

Работники автосалонов прекрасно осведомлены об этом, тем не менее, нередко пытаются навязать людям дополнительные услуги за баснословные деньги, пугая их утратой заводской гарантии.

В 16-й статье Закона РФ «О защите Прав Потребителей» говорится, что продавец не имеет права обязывать покупателя приобретать что-либо дополнительно к купленной вещи. Это относится, в том числе, и к дополнительному оборудованию для автомобилей.

Читайте также:  Смена фамилии после замужества, документы для замены: порядок действий и правила

Это означает, что если вам продавец автосалона предлагает приобрести автосигнализацию, не соглашайтесь на его предложение. Делать это можно и нужно только в дилерских автоцентрах. В таком случае на ваш автомобиль сохранится гарантия производителя.

В Законе также сказано, что продавец не имеет права навязывать дополнительные услуги, если таковые покупателю не требуются. Это означает, что вам не следует устанавливать сигнализацию по совету продавца. Делайте это только в лицензированных дилерских центрах.

Учитесь отстаивать свои права

Если по каким то причинам дилер отказывается обслуживать ваш гарантийный автомобиль, то не спешите расстраиваться. Обращайтесь в нашу компанию — здесь ситуацию откорректируют в рамках действующего законодательства. Мы готовы прислать на место нашего юриста, он профессионально разрешит спорный вопрос.

Внимательно изучите содержание 16-й статьи Закона РФ «О защите Прав Потребителей» и в случае недоразумений аргументируйте свои требования содержанием этой статьи Закона. Помните, что любые пункты договора, ущемляющие права потребителя являются незаконными.

Что важно знать при покупке дополнительного оборудования для гарантийного автомобиля

  1. Перед тем как отправиться в автосалон за покупкой охранной сигнализации или какого-то другого дополнительного оборудования для гарантийного автомобиля поинтересуйтесь ценами на него в лицензированных дилерских автосервисах. Весьма вероятно, что в салоне такое оборудование будет стоить намного дороже, чем у дилеров.

  2. Очень важно запомнить следующее. Лицензированные дилерские автоцентры получают от производителя дополнительное оборудование, которое не поступает в свободную продажу. При этом принципиального отличия в части функционала у этого оборудования нет.

    Делается же это исключительно ради того, чтобы в случае поломок автомобиля, можно было доказать, что дополнительное оборудование было установлено именно с разрешения производителя.

    Недобросовестные же продавцы такое оборудование часто преподносят покупателям как нечто, совершенно отличное от серийных образцов, при этом сильно завышают цену.

  3. Не удивляйтесь тому, что в автосалонах назойливо предлагают приобретать дополнительное оборудование и аксессуары для новых авто.

    Продавцы в процентном отношении на этом зарабатывают столько же, сколько и на продаже самого автомобиля.

  4. Чтобы соблюсти свой интерес, продавцы автосалонов часто приводят с виду здравые аргументы и доводы. Однако все они ни чего общего с законом не имеют.

Опровержения некоторых доводов продавцов

Довод. Если вы установите дополнительное оборудование на гарантийный автомобиль за пределами автосалона, то лишитесь заводской гарантии. При установке охранной сигнализации со всего электрооборудования машины гарантия будет снята.

Опровержение. Закон о Защите Прав Потребителя по этому поводу четко указывает на то, что данную работу имеет право выполнять любая компания, имеющая дилерское соглашение с производителем и сертификат Ростеста.

Довод. Никто не в состоянии качественно установить дополнительное оборудование на гарантийный автомобиль кроме как специалисты от автосалона, продающего эти автомобили.

Опровержение. Безусловно, специалисты автосалона могут установить сигнализацию качественно, но при этом они работают по шаблону, так как в салоне всегда большое количество автомобилей одной модели. Блок управления они практически не прячут, и угонщику не составит труда его обнаружить.

Довод. Попытка установить дополнительное оборудование за пределами автосалона будет быстро обнаружена, и гарантия с автомобиля будет снята чуть ли не автоматически.

Опровержение. Полная чушь. В каждом крупном городе России есть не один дилерский центр и каждый из них имеет право устанавливать разрешенное производителем оборудование с сохранением действия гарантии.

Если же вам отказывают в гарантийном ремонте по причине установки дополнительного оборудования, требуйте от автосервиса письменный отказ. После этого обычно полемика прекращается, ибо правда на вашей стороне, конечно если вы оборудование установили в лицензированном дилерском центре.

Гарантийные сроки на основное оборудование в нашем сервис центре

  • Автосигнализации, иммобилайзеры StarLine — 3 года
  • Автосигнализации, иммобилайзеры Pandora — 3 года
  • Иммобилайзеры Basta — 5 лет
  • Замки КПП и руля «Гарант» — 5 лет
  • Замки капота DefenTime, Fortress — 1 год
  • Предпусковые обогреватели Webasto — 2 года
  • Парктроники Parkmaster — 1 год

Права потребителя: гарантийный ремонт автомобиля, сроки ремонта автомобиля по закону по КАСКО и ОСАГО | Роскачество

Большинство предпочитает не ремонтировать автомобиль самостоятельно, а отдавать его в специальный сервис для устранения всех неисправностей. Как и в случае с любой услугой, клиент может остаться недоволен работой. Да и многие слышали истории, как обманывают в автосервисах. Каким образом защитить свои права и подстраховаться от неприятностей? Рассказываем в этой статье.

Какую информацию должен предоставить автосервис?

Потребителю-владельцу автомобиля автосервис еще до того, как взять автомобиль в ремонт, обязан:

  • Подробно рассказать о тех работах, которые планируются.
  • На сертифицируемые работы должны предоставить сертификат соответствия.
  • Назвать корректные цены на услуги и запчасти, если они приобретаются в автосервисе.
  • Озвучить сроки работы, а также гарантийное время на них и запчасти, которые при этом используются.
  • Представить конкретного исполнителя, который выполняет работы.

На что обратить внимание при заключении договора

После обсуждения деталей клиент может потребовать, чтобы с ним заключили предварительный договор. В нем должны быть указаны юридический адрес и название компании.

Чаще всего это договор типа «заказ-наряд», но он может быть и в произвольной форме. Обратите внимание на то, что должно быть указано в договоре:

  • дата приема заказа,
  •  сроки его исполнения,
  • перечень оказываемых услуг и запасных частей и расходных материалов,
  • цена каждой услуги
  • общая стоимость работ,
  • порядок оплаты, марка,
  • модель и номер машины,
  • номера основных агрегатов,
  • примерная стоимость сдаваемой в ремонт машины

Договор составляется как минимум в двух экземплярах. Его должно подписать ответственное лицо со стороны автосервиса и заверить печатью. Один экземпляр остается у заказчика.

Предоставление акта

К договору прикрепляется специальный акт, в котором описываются видимые внешние повреждения авто, его комплектность. Это нужно для того, чтобы в случае конфликтной ситуации было понятно, появились какие-то повреждения на авто в результате действия сотрудников автосервиса, или были изначально. Такой акт – дополнительная страховка для владельца.

Гарантийный ремонт автомобиля: права потребителя

В Законе «О защите прав потребителей» указывается, что производитель должен обеспечивать исправную работу автомобиля на протяжении всего гарантийного срока. Срок гарантийного ремонта автомобиля указывается в договоре, который оформляется при покупке. В сервисной книжке указывается, что именно подлежит ремонту в случае неисправности в течение гарантийного срока.

Важно! Расходные детали и материалы не входят в гарантийный перечень. К ним относятся различные жидкости, фильтры, свечи зажигания, предохранители, тормозные колодки, лампочки.

Срок гарантийного ремонта автомобиля

В течение какого же периода времени автомобиль обязаны починить по гарантии? Сроки гарантийного ремонта:

  • ремонт должен быть закончен в срок, установленный законом, если собственник и исполнитель не заключили договор с указанием иного временного периода;
  • ремонт может длиться до 45 суток.
  • Гарантия на ремонт автомобиля определяется производителем.
  • Отсутствие деталей, на которое часто ссылаются ремонтники, не является основанием для увеличения срока ремонта, так как своевременный их заказ – задача обслуживающей организации.
  • Законный отказ от гарантийного ремонта может быть только один – если экспертиза выявит, что неисправность возникла в результате неверной эксплуатации автомобиля, и владелец, по сути, сам виноват в ее возникновении.

Оказание услуг ненадлежащего качества. Что делать, если автосервис некачественно выполнил ремонт

Если вы недовольны результатом работы автосервиса, первым делом стоит подготовить претензию.

Составление претензии

Составить ее необходимо в двух экземплярах, один останется у вас. Проследите, чтобы на обеих копиях поставили подпись и печать – это свидетельство того, что их претензию приняли в работу.

В претензии вы можете указать, какую компенсацию хотите:

  • Устранение недостатков без дополнительной оплаты.
  • Уменьшение цены за работы.
  • Выполнение работы по устранению возникших недостатков без дополнительной оплаты.
  • Компенсация за то, что вы устраняете недостатки своими силами.

Для проверки, в чем истинная причина недостатков, автосервис может провести экспертизу.

Экспертиза производится за счет автосервиса. Вы можете присутствовать при ней, чтобы убедиться в ее справедливости.

Однако если окажется, что недостатки не связаны с работой сотрудника автосервиса и связаны с тем, как вы эксплуатировали автомобиль, вам придется заплатить за экспертизу.

Исковое заявление в суд

Если на вашу претензию не реагируют или вы недовольны результатом экспертизы, можно обратиться в суд. Вам потребуются договор, все чеки, а также фото- и видеосвидетельства, которые подтвердят вашу правоту.

  1. Вы можете дополнительно потребовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда.
  2. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
  3. При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта — новости Право.ру

Вы купили машину из салона, но она оказалась с неполадкой. Закон дает 15 дней, чтобы вернуть деньги, требовать такую же машину, но новую (ст. 18 закона о защите прав потребителей «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»).

Или купить другую в этом же салоне, а цену пересчитать (например, доплатить недостающую сумму).

При этом неважно, насколько серьезным окажется недостаток: правом можно воспользоваться, даже если не работает стеклоподъемник или не включается обогрев зеркал. 

Гарантийный ремонт: что нужно знать

Можно обратиться к дилеру, чтобы авто бесплатно отремонтировали. Со дня покупки владелец может рассчитывать на бесплатный гарантийный ремонт. На каждый новый автомобиль дилер дает гарантию. Она зависит от производителя. Например, у BMW – 2 года.

Большинство производителей ограничивают гарантию не только количеством лет, но и километражем. В основном это 100 000 км пробега (например, у Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Lada и других). Некоторые дают гарантию на кузов от сквозной коррозии: Audi и Ford – 12 лет, а у отечественных авто – вдвое меньше.

Если гарантию не установил сам производитель, то, согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей, этот срок будет 2 года.  

Дороги Дилер или СТО: кто ответит за некачественный ремонт по гарантии

Гарантия означает, что ремонт будет бесплатным, если поломка произошла по вине производителя: из-за заводских дефектов или некачественной сборки. В сервисной книжке завод-изготовитель прописывает детали гарантии и условия, при которых владельцу ТС могут отказать в гарантийном ремонте.

Как правило, это нарушение правил эксплуатации автомобиля, например, если обслуживание и ремонт проводились не у официального дилера. Скорее всего, не отремонтируют бесплатно машину, если на кузове просто появилась ржавчина, а не «сквозная коррозия», как обычно прописывают в документах.

Гарантии можно лишиться, если вы решили отремонтировать машину сами, а потом что-то сломалось, или после тюнинга. Еще одна из частых причин отказа – использование некачественного топлива. Но часто это просто уловка, говорит Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Федеральный рейтинг.
.

 Эксперт рассказывает, что у нее в практике был такой случай. Водителю отказали в гарантийном ремонте, потому что он якобы использовал плохой бензин. Доказать, что причина дефекта не связана с топливом, удалось только на втором круге дела, проведя повторную экспертизу. Вячеслав Балдин, адвокат АБ Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 5место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30место По выручке
, резюмирует, что если качество топлива, тюнинг или авария не повлияли на производственный недостаток, то дилер (продавец) обязан произвести гарантийный ремонт.

Так, Роман Громов* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, а через несколько месяцев попал в аварию. Страховая решила, что автомобиль не подлежит восстановлению, но Громов ее починил и продал.

На тот момент авто еще было на гарантии.

Новый владелец Иван Карпенко* проводил техническое обслуживание у официального дилера, но когда у машины сломался двигатель, ему отказали в ремонте, ведь машина была в ДТП (негарантийный случай). 

Карпенко провел независимую экспертизу, которая подтвердила, что авария и отказ двигателя никак не связаны, проблема носит производственный характер.

Тогда он отремонтировал машину в другом сервисе, а затем обратился с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 500 000 за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5000 руб. за моральный вред.

Первая инстанция иск удовлетворила, апелляция решение «засилила». Дело дошло до ВС, который с нижестоящими судами согласился (№ 1-КГ19-13).

В этом сюжете

Пока действует гарантия, бремя доказывания лежит на продавце. Это он должен объяснить, почему возникшая неисправность не является производственным дефектом.

Причем доказательства отсутствия вины производителя должны быть бесспорными, говорит Балдин.

Если экспертиза говорит о том, что недостаток мог возникнуть по различным причинам, то суд должен разрешить дело в пользу покупателя. Так произошло по делу  № 88-581/2020.

Если с гарантийным ремонтом затянули

Время, за которое дилер должен исправить поломку, ограничено. На ремонт по гарантии ему дается 45 дней (согласно п.1 ст.20 закона о защите прав потребителей «Устранение недостатков товара изготовителем»). Если этот срок прошел, то недостаток признается существенным.

Тогда по закону о защите прав потребителей можно отказаться от договора купли-продажи, требовать возврата денег или обмена автомобиля.

Нужно учитывать, с какого времени дилер рассчитывает 45-дневный срок, потому что на практике с этим возникают проблемы, особенно если машину надо транспортировать в другой город.

Срок устранения недостатков исчисляется с момента предъявления требований о ремонте, а не фактической доставки товара в ремонтную организацию.

Анастасия Гурина, адвокат АБ Федеральный рейтинг.

группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10место По выручке 24место По количеству юристов Профайл компании

Так, в 2013 году Виктор Максимов* купил автомобиль Hyundai у ООО «Флагман» за 1,6 млн руб. Импортером был ООО «Хенде Мотор СНГ». Гарантия на машину составила 5 лет или 120 000 км пробега (что наступит раньше). В 2015 году Максимов обнаружил недостатки лакокрасочного покрытия, а потом пришел в негодность и двигатель. 

  • 15 июля Максимов направил претензию об устранении поломок импортеру
  • 17 августа ТС эвакуировали в сервисный центр
  • 28 августа Максимову сообщили, что все сделали
  • 31 августа он приехал в сервисный центр, чтобы забрать машину, но выяснилась, что она еще на ремонте
  • 3 сентября машину вернули владельцу

После этого общество защиты прав потребителей и граждан «Гражданская позиция» в интересах Максимова обратилась с иском к ООО «Хендэ Мотор СНГ». Они просили заменить машину, взыскать неустойку (25 000 руб.), штраф и компенсацию морального вреда (100 000 руб.).

Первая инстанция и апелляция сочли, что дилер уложился в 45-дневный срок, так как его надо считать с того дня, как авто забрали на ремонт. Их поправил ВС. Он указал, что считать нужно было с 15 июля, тогда получается 51 день. ВС вернул спор на новое рассмотрение в апелляцию (дело № 32-КГ16-31).

Рассмотрев дело повторно, суд решил обязать «Хендэ Мотор СНГ» заменить Максимову автомобиль на такой же, а еще взыскать неустойку, штраф и компенсацию морального вреда – всего почти 620 000 руб. (дело № 33-1630). 

Когда еще можно вернуть деньги или обменять авто

Если в гарантийном ремонте владельцу авто отказали или гарантия просто закончилась, то можно вернуть деньги или обменять авто в пределах срока службы машины (указывает производитель в сервисной книжке; если не установил, то 10 лет по ЗоЗПП) . Помимо нарушения сроков ремонта (о котором выше), это возможно в случаях, если:

  • недостаток существенный;
  • товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.     

Критерии существенности указаны в постановлении Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 13:

  • недостаток нельзя устранить;
  • расходы и потраченное время будут несоразмерны;
  • обнаружено несколько дефектов или они повторно появились уже после ремонта.

Существенными суды признают неполадки, например, с автоматической коробкой передач. Аркадий Паромный* приобрел авто у ООО «ТК 103». После покупки начались проблемы (дело № 33-43192/2018). Машина дергалась, когда трогалась с места, набирала обороты, но не ускорялась. Тогда Паромный обратился к официальному дилеру для диагностики. Она показала неисправность коробки.

Считая эту поломку существенной, Паромный обратился в автосалон, где купил машину, с претензией, чтобы вернуть деньги. Ему отказали. Тогда он направил иск к ООО «ТК 103».

Первая инстанция ему отказала, но апелляция признала поломку КПП существенной и удовлетворила иск частично, взыскав в пользу покупателя деньги за машину, расходы на представителя и штраф (суммы вымараны из акта).

ДТП Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде

Неисправность двигателя тоже считается существенным недостатком. В KIA CEED Игоря Волохова* обнаружили производственный дефект катушки зажигания четвертого цилиндра. В итоге суды взыскали с дилера стоимость автомобиля, а также расходы на экспертизу и представителя, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Всего 1,7 млн руб. (дело № 33-7626/2018).

Расторгнуть договор купли-продажи можно и из-за ржавчины, но если она появляется вновь и вновь. Олег Дьяков* в 2013 году купил у ООО «Авто-Спектр» KIA Sorento. Ему дали гарантию на машину 5 лет. Спустя два года на иномарке появились следы коррозии, по требованию Дьякова автомобиль подкрасили.

Но через год ржавчина опять появилась. Тогда собственник обратился с претензией о возврате денег за машину к дилеру, а затем в суд. Две инстанции решили, что раз недостаток вновь проявляется, то его можно признать существенным.

Они взыскали с ООО «Авто-Спектр» в том числе и стоимость автомобиля (дело № 33-21597/2018).

Если же говорить о том, является ли недостаток существенным, то тут важен вывод суда, устранимый он или нет. Этот вывод, скорее всего, будет основан на заключении эксперта. Если отремонтировать можно, то будет приниматься во внимание длительность и стоимость работ, а также то, появляется ли поломка вновь. 

Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Федеральный рейтинг.

На практике бывает, что потребителям отказывают из-за несущественности недостатка. Так, Владислав Губкин* купил Ниву в «АвтоАвангард» за сумму около 500 000 руб.

Спустя девять месяцев (а гарантия была два года) собственник пожаловался в автосалон на постоянно уменьшающийся уровень жидкости кондиционера, он хотел, чтобы специалисты это исправили. Но во время проверки никаких неисправностей обнаружено не было.

Проблема повторялась, поэтому покупатель еще раз обратился в сервисный центр «АвтоАвангарда». И только на этот раз специалисты выявили дефект – негерметичность трубопровода. Губкин устал от того, что новая машина ломается, поэтому он попросил «АвтоАвангард» заменить машину на другую.

А получив отказ, обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что неполадку кондиционера никак нельзя признать существенным недостатком, то есть компания не обязана заменить машину (дело № 29-КГ20-3-К1).

*  Имена и фамилии изменены редакцией.

Дополнительное оборудование и гарантия на автомобиль

Почему люди покупают новые автомобили? Во многом благодаря гарантии. Человек уверен, что если в течение гарантийного срока его дорогостоящая покупка сломается, ему ее отремонтируют бесплатно.

Но может ли продавец требовать от покупателя устанавливать дополнительное оборудование только в определенном месте? Чаще всего подобные ситуации возникают при установке сигнализации, наличие которой является одним из условий при оформлении страхового договора на автомобиль, и это тот случай, когда покупатель не может откладывать решение на неопределённый срок.

Очевидно, что при покупке автомобиля сигнализация не является его частью (хотя за редким исключением входит в штатную комплектацию), но нужно помнить, что её установка – право покупателя.

Очень часто потребителю при покупке нового автомобиля в автосалоне предлагают, а, вернее, убедительно рекомендуют установку автосигнализации и дополнительного оборудования именно в этом автосалоне. При этом, как правило, выбор оборудования ограничен; стоит оно дороже, чем в магазинах, а установка обойдется еще дороже, чем в любом сервисе.

Если покупатель упорствует в своем желании не пользоваться дополнительными услугами в этом автосалоне, для пущей убедительности продавец «предупреждает» о прекращении гарантии на автомобиль или его узлы.

Некоторые из дилеров говорят, что гарантия не будет распространяться на электрику и электронику автомобиля.

При этом, как правило, при установке дополнительного оборудования работу выполняет не фирма-автопродавец, а другое юридическое лицо (об этом покупатель узнает, только оплачивая работу).

Также иногда в самом гарантийном обязательстве предусматривается, что установка дополнительного оборудования не у официальных дилеров (хотя, что такое официальный дилер?) может привести к потере гарантии. Однако эта фраза, по сути, является просто предупреждением быть внимательным, и отнюдь не означает безусловный отказ в гарантии – это будет противоречить Закону РФ «О защите прав потребителей».

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не допускает навязывания дополнительных платных услуг, за что предусмотрена имущественная ответственность продавца (статья 16): «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)».

Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными. Пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным.

Если же нештатное оборудование было установлено без вашего согласия и продавец требует произвести дополнительную оплату, вы вправе отказаться от исполнения договора или потребовать возмещения понесенных лишних затрат (статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.8 КоАП).

При этом гарантийные обязательства продавца и изготовителя устанавливаются в гарантийных обязательствах на автомобиль.

Если при обращении потребителя к продавцу в случае какой-либо поломки он посчитает, что она не относится к гарантийному случаю, или возникла в связи с ненадлежащей установкой сигнализации, то в этом случае покупателю придется оплатить ремонт.

Однако в этом случае, при наличии надлежащего оформления документов (акта экспертизы) он вправе в порядке регрессного требования обратиться за возмещением ущерба, возникшего при поломке, к установщику сигнализации и продавцу автосигнализации в случае наличия ее дефекта. Кроме того, покупатель, вправе не согласиться с проведенной автосалоном экспертизой о том, что в поломке виновата автосигнализация или ее неправильная установка.

Тем самым для покупателя важно при покупке и последующей установке сигнализации заключать соответствующий договор, сохранять чеки, выбирать организацию, устанавливающую сертифицированную продукцию.

Аналогичной точки зрения придерживаются многие автосалоны при разъяснение данного вопроса на своих сайтах, так, «автосалон не может диктовать покупателю, где и как ему ставить дополнительное оборудование на свой автомобиль. Это право покупателя. Мы можем только рекомендовать покупателю ставить его на наших дилерских центрах, т.к.

считаем, что так для вас может быть удобнее: вы получаете автомобиль сразу со всем оборудованием.

После самостоятельной установки оборудования автомобиль не будет снят с гарантии автоматически, но если автосалон докажет, что неисправность автомобиля была вызвана некорректной установкой и, только тогда конкретная гарантийная причина может быть нами опротестована и вы будете иметь возможность разобраться со своим установщиком».

В случае возникшего спора о снятии с гарантии покупатель при положительном его решении обладает возможностью возмещения не только стоимости ремонта, но неустойки (за весь период спора), а также морального вреда. Кроме того, при правильном оформлении претензии, автосалоны стараются решать возникающие споры во внесудебном порядке.

Таким образом, на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» ни один автосалон не может лишить владельца заводской гарантии при установке сертифицированного в России оборудования.

Гарантия на электрооборудование, установленное на машину, не распространяется только в том случае, если будет доказано независимой экспертизой (оплачиваемой дилером), что поломка той или иной системы произошла по вине установившего оборудования центра.

Кроме того, многие автосалоны называют себя официальными, эксклюзивными дилерами, но при этом кроме «документа в рамке» при входе в автосалон иных доказательств дилерства может и не быть – поскольку дилерами иногда именуется просто посредники, заключившие не дилерский договор, а договор купли-продажи (поставки).

По сути, дилер – это юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции при сделках купли-продажи товаров от своего имени и за свой счет.

Кроме того, дилер обязан поддерживать на высоком уровне обслуживание покупателей и общение с ними, так как через дилеров формируется устойчивое отношение покупателей к самому производителю, что в конечном итоге влияет на уровень спроса.

Но самое главное – то, что дилер обязан выполнять послепродажное обслуживание, осуществляя гарантийный и послегарантийный ремонт проданных автомобилей. Гарантийный ремонт выполняется бесплатно для покупателя товаров и должен быть оплачен дилеру производителем.

Следовательно, между дилером и производителем должен быть заключен отдельный договор о проведении ремонта (с этими бумагами также можно ознакомиться при покупке автомобиля), либо условия об этом должны быть включены в текст дилерского договора. В таком случае продавец является еще и уполномоченной изготовителем организацией (Закон РФ «О защите прав потребителей»), хотя продавец редко совмещает данные функции.

Дилер или автопроизводитель не вправе ограничивать покупателя при установке сигнализации. С другой стороны, покупатель должен понимать, что установка сигнализации влечёт за собой модификацию как минимум электрических цепей автомобиля, а значит – должна производиться сертифицированным сервисным центром.

Отказ в гарантийном ремонте по какой-либо неисправности при наличии конструктивных изменений производится только в случае наличия доказанной причинно-следственной связи влияния этого изменения на появление недостатка.

В случае выхода из строя сигнализации (при самостоятельной установке) владелец будет обращаться к предприятию-доработчику, выполнившему эту установку. Если в результате некачественной установки сигнализации (при самостоятельной установке) произойдет оплавление жгутов проводов, возгорание автомобиля и т.д.

, то затраты на устранение данных недостатков будут отнесены на владельца автомобиля, в случае наличия доказанной причинно-следственной связи влияния этого изменения (установки) на появление недостатка.

Таким образом, никто не вправе запретить покупателю делать с его автомобилем все что угодно, в том числе устанавливать дополнительные охранные системы не у официального дилера. Проблемы могут возникнуть лишь при наступлении какого-либо гарантийного или негарантийного случая (как может оказаться впоследствии).

Ирина Антонова

журнал «МАСТЕР 12 ВОЛЬТ», №101Информация с сайта http://www.bilarm.ru/asp/article/57

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *