Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Обходной путь снизить убытки по многострадальной «автогражданке» придумали страховщики, насоздавав сеть «партнеров», действующих под видом аварийных комиссаров или оценщиков.

Широкое распространение эта практика получила и в Казани — сегодня менеджеры таких фирм с порога предлагают автовладельцам, выступающим пострадавшей стороной в ДТП, заключать договоры переуступки им прав требования возмещения ущерба по ОСАГО со страховой компании.

Якобы так выгоднее и быстрее, а на практике — придется довольствоваться копейками либо доплачивать за ремонт своей побитой машины из собственного кармана. В тонкостях хитрого порядка, причинах его распространения, а также выгодах автовладельцев и ожидающих их подводных камнях разбиралось «Реальное время».

Измученные «отрабатывавшими» свои кредитные автомобили мошенниками, страховщики продолжают искать новые способы снизить выплаты по этому обязательному, но не выгодному виду страхования.

Найдя лазейку в законе, теперь они насоздавали контор, которые стали предлагать потерпевшим в ДТП и обратившимся за возмещением ущерба клиентам заключать договор цессии (уступки права требования возмещения ущерба). Последние могут отремонтировать авто либо выплатить деньги за его ремонт — на выбор клиента.

Однако после переуступки прав выяснится, что денег будет мало, причем в обоих случаях. А требовать с «родного» страховщика заплатить по полной таксе такой карманный партнер, конечно же, не будет.

«Вы попадаете в ДТП, вашей вины нет. Звоните на горячую линию страховой компании, чтобы получить возмещение или ремонт по ОСАГО. Вас отправляют на осмотр к «посредникам» — оценщику или аварийному комиссару. В офисе этой компании вам объясняют, что выплаты от страховой на ремонт точно не хватит, придется доплачивать.

Далее вам предлагают подписать договор цессии на ремонт авто — якобы так ремонт получите быстрее. По этому договору оценочная компания или сам сервис обязуется организовать для вас ремонт авто, а вы взамен уступаете им право требовать выплату со страховой компании.

После подписания договора вас будут кормить обещаниями, и сроки ремонта сильно затянутся», — пишет блог «Кот-юрист».

Напомним, «Реальное время» ранее писало, как решение Конституционного суда России в защиту интересов потерпевших в ДТП породило новый вид бизнеса.

Предприниматели стали заключать с потерпевшими автовладельцами договоры цессии — уступки прав требований убытков по ОСАГО — и взыскивать с виновников аварий крупные суммы в свою пользу, а вовсе не на ремонт автомобилей.

Теперь, похоже, договоры цессии стали инструментом в еще одном способе зарабатывания денег в сфере «автогражданки» — уже с потерпевших.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2Менеджер страховой компании предлагает заполнить ряд документов, среди которых есть договор цессии, например, в Казани — с фирмой, входящей в группу компаний «ЛАТ», — санкт-петербургским ООО «ЛАТ Ассистанс» либо казанским ООО «ЦУУ» (на фото). Фото Инны Серовой

Одних обобрали, других обрадовали

Услугами цессионеров, как свидетельствуют отзывы, например, на ресурсе banki.ru, потерпевшие недовольны: они жалуются на затягивание сроков ремонта и занижение сумм выплат.

Недовольные таким порядком клиенты описывают схему: при оформлении заявления на возмещение ущерба от ДТП по ОСАГО менеджер страховой компании, осуществляющей прием заявлений, предлагает заполнить ряд документов, среди которых есть договор цессии, согласно которому потерпевший уступает право требования возмещения от страховщика, например, в Казани — с фирмой, входящей в группу компаний «ЛАТ», — санкт-петербургским ООО «ЛАТ Ассистанс» либо казанским ООО «ЦУУ». Если потерпевший подписывает договор цессии, у него могут начаться проблемы. Ремонт затягивается, а суммы, которые на основании договора уступки права требования страховая компания выплачивает цессионеру, оказывается недостаточно для ремонта. В итоге автовладелец вынужден доплачивать разницу — крупную сумму. А в случае выплаты возмещения наличными она оказывается мизерной.

Впрочем, есть автовладельцы, которых все в этой системе устраивает.

— Я еще не знаю, сколько мне выплатят в итоге, но мой знакомый, который недавно получил деньги по договору цессии, остался доволен, — заявил корреспонденту «Реального времени» Азат Г., передавая только что подписанные документы сотруднику ООО «ЦУУ». — Ну заплатят мне немного — машину-то все равно продавать буду перекупщику как есть, а тут — добавка живыми деньгами.

Однако заключение договора цессии, как утверждает блог «Кот-юрист», грозит для клиента страховой неприятными последствиями: «Ненавязчиво посылая вас к посредникам, страховая компания полностью снимает с себя обязанности по урегулированию страхового случая.

Она не делает вам денежную выплату, не выдает направление на ремонт и не контролирует сроки и качество ремонта. Все связанные с ремонтом спорные вопросы ФЗ об ОСАГО больше не регулирует.

Вы не получите от страховой ни выплату, ни предусмотренные законом об ОСАГО неустойки и штрафы и не сможете предъявить ей претензии по качеству ремонта. Страховые выплаты по ОСАГО освобождены от НДФЛ на основании статьи 213 НК РФ.

По доходам от договоров цессии такое не предусмотрено, то есть налог в данном случае придется платить на общих основаниях (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.07.2015 №03-04-05/43362)».

При этом компания, если вы вдруг захотите истребовать с нее крупную сумму ущерба, может в любой момент обанкротиться. А на смену ей придет новая, ведь такие посредники не рискуют ни лицензией, ни репутацией. В общем-то они не рискуют ничем. Вот такая цессия.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2Вывески с названием компании ни на здании, где она квартирует, ни внутри него нет — только загадочная бумажка в файле у непрезентабельной входной двери. Фото Инны Серовой

Цессионер из самого Санкт-Петербурга

Тем временем корреспондент «Реального времени» побывала в офисах компаний–цессионеров и удостоверилась в том, что практика предложения клиентам такой услуги получила широкое распространение в Казани.

Первый визит — на улицу Васильченко, 20, в представительство питерской фирмы «ЛАТ Ассистанс» с уставным капиталом 10 000 рублей (согласно ЕГРЮЛ). Вывески с названием компании ни на здании, где она квартирует, ни внутри него нет — только загадочная бумажка в файле у непрезентабельной входной двери: «ЛАТ. Отдел урегулирования убытков».

«Отдел» занимает маленькую комнатку, рядом с дверью которой на стене вместо приличествующей случаю таблички также висит лишь бумажка в файле с распечаткой из четырех слов: «Ренессанс», «Ингосстрах», «Эрго», «Тинькофф».

А в комнатке наблюдаются все классические признаки фирмы-однодневки — четыре пустых офисных стола, четыре ноутбука, ксерокс и семь самых дешевых офисных стульев — для сотрудников и посетителей.

Наотрез отказавшийся представиться сотрудник рассказал, что сюда для осмотра повреждений и — по желанию клиента — для заключения договора цессии направляют потерпевших за возмещением по ОСАГО страховщики — «Группа Ренессанс Страхование», «Ингосстрах», «Эрго», «Тинькофф». Он подтвердил, что «ЛАТ Ассистанс» входит в группу компаний «ЛАТ», являющуюся официальным партнером вышеперечисленных страховых компаний.

Также собеседник «Реального времени» подчеркнул, что договор цессии с клиентами фирма «ЛАТ Ассистанс» заключает только добровольно, и клятвенно заверил, что ремонт, который производит для этих клиентов в этом же самом здании казанское ООО «Ремарк-К», выполняется в установленные законом сроки и «полностью согласовывается с выдавшими направление страховыми компаниями».

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2«Отдел» занимает маленькую комнатку, рядом с дверью которой на стене вместо приличествующей случаю таблички также висит лишь бумажка в файле с распечаткой из четырех слов: «Ренессанс», «Ингосстрах», «Эрго», «Тинькофф». Фото Инны Серовой

На вопрос, как найти руководителя авторемонтной компании, собеседник «Реального времени» улыбнулся:

— Да он в этой же комнате, за столом напротив меня, сидит, просто отлучился!

Как свидетельствует система «Спарк-Интерфакс», ООО «Ремарк-К», директором и учредителем которого является Дэвид Сычев, было зарегистрировано в апреле 2018 года.

Ровно через год после принятия поправок о натуральном возмещении в закон об ОСАГО и за несколько дней до того, как перестали действовать договоры, заключенные до их принятия, то есть договоры, по которым автовладельцы еще могли выбирать между натуральным и денежным возмещением убытков. Среднесписочная численность сотрудников предприятия — два человека.

Тот же источник сообщает, что ООО «ЛАТ Ассистанс» было зарегистрировано в Санкт-Петербурге Ярославом Владимировичем Молдованом в феврале 2018 года, а с июня того же года собственником и директором ООО стал Лизунов Александр Владимирович. В компании работают четыре человека.

Следует отметить, что информации о том, что ООО «ЛАТ Ассистанс» имеет офис в Казани и оказывает услуги клиентам страховщиков, на официальном сайте группы компаний «ЛАТ» нет.

Как сообщила оператор горячей линии Марина, в Казани работают три фирмы, куда направляют клиентов страховщики (конкретно речь шла об АО «Группа Ренессанс Страхование»), причем она в качестве партнеров группы компаний «ЛАТ» назвала крупные фирмы — «Бош-Сервис», «Кан АВТО», и продиктовала их адреса.

— Может, она указала их просто как ориентиры, имела в виду, что мы, например, находимся в том же здании, что и «Бош-Сервис», — заметил по этому поводу безымянный сотрудник «ЛАТ Ассистанса».

И в это можно было бы поверить, если бы корреспондент «Реального времени» четко не просила Марину указать именно компании, работающие в Казани как партнеры группы компаний «ЛАТ», подчеркнув свое желание убедиться, что это солидные фирмы.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2На первом этаже работают специалисты страховщика, на втором — представители ООО «ЦУУ» (расшифровывается как Центр урегулирования убытков, и эти же три слова вынесены на солидную вывеску на фасаде здания). Фото Инны Серовой

«Клиент имеет право…»

Организация, которая помогает получить денежное возмещение по ОСАГО клиентам крупного страховщика из фешенебельной финансовой группы, расположена в здании «Страхового центра» на улице Космонавтов, 73.

На первом этаже работают специалисты страховщика, на втором — представители ООО «ЦУУ» (расшифровывается как Центр урегулирования убытков, и эти же три слова вынесены на солидную вывеску на фасаде здания).

Консультант при входе сообщила, что всех клиентов вначале направляют в ЦУУ, и указала путь наверх. А специалист ЦУУ Лейсан Хайруллина пояснила, что вначале сотрудники ЦУУ проводят осмотр автомобиля для оценки ущерба для страховщиков, а потом уже потерпевший вправе, но не обязан заключить договор цессии. При этом она отметила, что этот вариант «удобный и выгодный» для потерпевшего.

На горячей линии самой страховой компании, куда корреспондент «Реального времени» обратилась в качестве якобы потерпевшего в ДТП частного лица, специалист проинформировала, что компания «не рекомендует заключать договор цессии с кем бы то ни было»:

— Вы, подписывая этот договор, передаете свои права другой компании, с которой будет сотрудничать наша компания. Все вопросы, включая денежную сумму на ремонт, будут обсуждаться с ними. Мы вам не рекомендуем подписывать такой договор, лучше самостоятельно обратиться в страховую компанию.

Читайте также:  Регистрация авторского права в России

«Продажа прав требования — обычная практика»

Корреспондент «Реального времени» запросила страховщиков о том, с какой целью они дополнили стандартный порядок возмещения ущерба включением в цепочку компаний-посредников через договор цессии, есть ли в этом порядке выгода для страховщиков и потерпевших в ДТП и предупреждают ли менеджеры страховых компаний клиентов о том, что при заключении договора цессии те потеряют право на освобождение страховой выплаты по ОСАГО от НДФЛ и будут вынуждены оплатить налог по доходам от договоров цессии на общих основаниях. Также корреспондент поинтересовалась, почему менеджеры страховых компаний не информируют клиентов о сути и последствиях заключения договора цессии и о праве клиентов отказаться от такого порядка.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2— В соответствии с действующим законодательством клиент в нашей компании может получить страховое возмещение как в форме ремонта, так и в форме выплаты, — ответил вице-президент компании «Ренессанс Страхование» Владимир Тарасов. — Также клиент вправе по своему усмотрению переуступить права требования страхового возмещения. Это исключительно право клиента. Кроме того, продажа прав требования по страховому случаю не редкость в страховании. Это обычная практика, распространенная по всей стране. И страховщик вынужден принимать и рассматривать убытки, заявленные по цессии. При этом мы разбираем каждый случай обращения клиента с жалобой индивидуально и помогаем всем, у каких бы партнеров они ни обслуживались.

— «АльфаСтрахование» не заключает договоры цессии с клиентами и не включает подобных посредников в цепочку урегулирования убытков. Договор переуступки прав — сугубо добровольное решение клиента. Мы готовы подключаться к разбору ситуации при предоставлении конкретных примеров.

Удовлетворенность клиента качеством урегулирования убытков в рамках действующего правового поля является ключевой задачей для компании.

Именно по этой причине в компании на системной основе замеряется уровень удовлетворенности клиентов и проводятся мероприятия, направленные на улучшение этого показателя, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе АО «АльфаСтрахование». — На вопрос, какая выгода ему от договора цессии, может ответить только сам клиент.

Полагаем, что если клиент в добровольном порядке передает свое право, то наверняка он оценивает то, что за это получает взамен. «АльфаСтрахование» работает только в рамках действующего законодательства.

Как правило, при страховом случае по ОСАГО по соглашению с клиентом компания производит страховую выплату или выдает направление на ремонт транспортного средства. Договор переуступки прав, который, как правило, предлагают различные посредники, — это сугубо добровольное действие любого гражданина.

Поэтому предупреждения указанного характера после подписания договора цессии клиентом часто бывают уже не совсем актуальными. Сотрудники [«АльфаСтрахования»] всегда готовы максимально полно отвечать на вопросы клиентов, но и подвергать сомнению собственное добровольное решение клиента или отговаривать его от уже совершенных осознанных действий не совсем корректно. Исключением являются случаи с явными признаками мошенничества, которые часто встречаются в южных регионах».

«Экономить на клиенте — неэтично»

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2— Переход на возмещение по ОСАГО в виде ремонта автомобиля позволил отсечь достаточно большое количество мошенников, которые паразитировали на разнице в стоимости ремонта, — считает вице-президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров. — С точки зрения юридической заключить договор цессии — вполне грамотное решение, но есть же и моральная сторона!

Собеседник «Реального времени» подчеркнул, что страхование — не только бизнес:

— Оно несет еще и социальную функцию. И в морально-этическом плане различные приемы, позволяющие сэкономить на клиентах, выглядят некрасиво. Особенно учитывая, что договоры об уступке прав требования юридически безграмотные клиенты заключают, зачастую не понимая, каковы будут последствия такой сделки.

— Страховые компании много лет боролись за возможность возмещения убытков от ДТП по ОСАГО через восстановительный ремонт, чтобы его по низким ценам выполняли фирмы, которые страховщики будут контролировать.

А теперь страховщики начали искать новые пути снижения издержек, — считает нижнекамский юрист Владислав Шин. — Схема с использованием договоров цессии может содержать в себе признаки уголовно наказуемого деяния, мошенничества, но факт мошенничества нужно доказать, например, с помощью контрольной закупки.

А этого никто не делает, надзорные и правоохранительные органы не занимаются этим вопросом.

БизнесТранспортАвтоЭкономикаФинансы Татарстан Сабиров Рустэм Ильдусович

Смотрите, какая тема — Страховая компания выплатила недостаточно денег: что делать и как подать в суд?

Показать содержание

  1. Если страховая компания заплатила мало денег – меньше стоимости восстановительного ремонта, то у вас по новым правилам есть 4 шага для получения недостающей суммы: заявление страховщику, а затем к омбудсмену, независимая экспертиза и суд.
  2. Но первое, что необходимо сделать – это запросить акт расчёта, чтобы понять, на каком основании получилась меньшая сумма по ОСАГО – из-за сильного износа, неправильного расчёта страховой или по иным причинам.
  3. По сути введение финансового уполномоченного призвано упростить порядок получения достаточной суммы денег, но в случае суда вы можете взыскать штраф за неисполнение обязательств. Но суд также может уменьшить неустойку, а вот омбудсмен не может.

С учетом изменений и поправок в Закон об ОСАГО, которые уже были приняты и вступили в силу, получить страховую выплату в полном объеме становиться всё труднее.

И ведь не всегда потерпевший сможет получить деньги, я бы сказал, что выплату в 2022 году надо еще заслужить. Нужно знать свои права и правильно действовать при общении со страховыми компаниями и новым финансовым уполномоченным.

Итак, что делать, если страховая выплатила мало – сумму меньше ущерба, стоит ли подавать в суд? Об этом мы вам и расскажем.

Выплата деньгами за ДТП

Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен после 27 апреля 2017 года, тогда для потерпевшего в общем случае страховое возмещение осуществляется путём обязательного восстановительного ремонта автомобиля.

Выплата полагается в следующих случаях:

  1. если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт, а страховая по направлению посчитала мало;
  2. если стоимость ремонта превышает лимиты по ОСАГО или все участники признаны ответственными за причиненный вред – то есть положена меньшая сумма по степени невиновности в аварии, а сам потерпевший не готов доплачивать за ремонт;
  3. при полной гибели транспортного средства (напомним, что для целей ОСАГО полная гибель наступает тогда, когда стоимость ремонта ТС равна или превышает рыночную стоимость авто на дату ДТП, либо когда ремонт невозможен);
  4. смерти потерпевшего;
  5. когда здоровью потерпевшего в ДТП причинен тяжкий или средний вред, и он сам в заявлении выбрал выплату страхового возмещения деньгами;
  6. если потерпевший является инвалидом, который имеет транспортное средство по медицинским показаниям и денежная форма возмещения также указана в заявлении на выплату;
  7. машина не старше 2х лет, она на гарантии, а у страховщика нет договоров на ремонт со станциями официального дилера;
  8. гарантия на авто более 2х лет, но страховщик в период гарантии не направляет ремонтироваться на СТО дилера;
  9. нет СТО ближе, чем за 50 км (по дорогам общего пользования) от места жительства или от места ДТП (выбирает потерпевший), а страховщик не готов организовать доставку поврежденного ТС на станцию и обратно;
  10. если страховщик не может организовать ремонт в автосервисе, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  11. срок ремонта на СТО превышает 30 рабочих дней;
  12. если согласился на доплату, но в ходе диагностики выяснилось, что нужно доплатить еще больше, но потерпевшего это не устраивает;
  13. если страховщик не выдал направление на ремонт в установленный законом срок 20 дней;
  14. когда машину приняли в ремонт, но становится понятно, что в согласованный срок (30 рабочих дней) ремонт не будет завершен или к нему еще толком не приступили;
  15. в случае подписания потерпевшим соглашения со страховщиком о произведении страхового возмещения в денежной форме.

Стоит отметить, что некоторые из названных причин для выплаты деньгами прямо прописаны в Законе об ОСАГО, а некоторые продиктованы сложившейся судебной практикой и позицией Верховного Суда, поэтому не исключено, что за право получить деньги за ДТП придется посудиться.

Будьте внимательны, если не глядя подписать соглашение со страховщиком, то можно лишить себя права в дальнейшем оспорить размер выплаты, если страховая насчитала мало денег (подробнее об этом уже рассказывалось в статье об обращении по ОСАГО за страховым возмещением).

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет.

Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Если недоплатил страховщик

В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.

В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.

Шаг №1: Заявление о разногласиях

В 2019 году законодатель придумал новые правила для разрешения споров со страховщиком, на наш взгляд, существенно упростив всю процедуру.

Для обычных граждан, являющихся потребителями финансовых услуг (да, страхование — это финансовая услуга) нужно страховщику подать или направить заявление о разногласиях. От того, каким образом это заявление будет направляться в СК, будет зависеть срок его рассмотрения.

Заполненный документ можно отправить:

  • электронно – тогда срок рассмотрения будет 15 рабочих дней,
  • заказным письмом – в этом случае срок составит уже 30 календарных дней.

Быстрее всего, проще, да и дешевле направить заявление в форме электронного документа. То есть собственнику авто (выгодоприобретателю) необходимо составить заявление, распечатать его и подписать. Затем подписанное заявление сканируется, и уже готовый файл направляется страховщику.

В п. 5.4. Правил страхования указано, что в электронном виде надо направлять заявление по электронной почте на официальный адрес электронной почты страховщика. Такой адрес обязательно есть на официальном сайте любой страховой организации. Например:

Читайте также:  Проведение независимой экспертизы причин поломки товара

Но необходимо помнить, что нужно иметь доказательство того, что вы такое заявление направляли, поэтому в обязательном порядке отправляйте электронное письмо с отчетом о доставке. При таком способе срок рассмотрения вашего заявления составит 15 рабочих дней (при условии, что с момента нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней). 

У некоторых страховых компаний можно отправить такое заявление по форме для обращений на сайте или в личном кабинете. В таком случае, лучше направить двумя способами и по электронной почте, и через форму для обращений.

Можно и по старинке отправить заказным письмом с описью вложения или вручить лично в офисе страховщика под отметку о принятии. Срок рассмотрения заявления в таком случае составит 30 календарных дней

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Шаг №3: Обращаемся к финансовому омбудсмену

Следующий этап борьбы на нашем пути в случае, если страховая по ОСАГО заплатила меньше, чем реальный ущерб – это обращение с заявлением к финансовому омбудсмену (уполномоченному).

Если страховщик не удовлетворил ваши требования или удовлетворил недостаточно – частично (включая выплаты неустойки, финансовой санкции), тогда после получения ответа на ваше заявление можно готовить заявление к финупу.

Да, кстати, если страховая компания в установленные законом сроки не приняла решение по вашему заявлению и не направила ответ, то ждать его нет необходимости, по истечению установленных законом сроков на рассмотрение можно сразу обращаться к омбудсмену. Для такого обращения также предусмотрена стандартная форма заявления.

Как и в случае со страховыми, обратиться к нему можно несколькими способами:

  • заказным письмом с описью вложения о недостаточной выплате,
  • в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте,
  • через сайт Госуслуг (пока такая функция недоступна),
  • а также в бумажном варианте через МФЦ.

Опять же, дешевле, проще и быстрее всё делать через личный кабинет на официальном сайте. Там можно заполнить стандартную форму, а также прикрепить сканы или фотографии всех необходимых документов.

Кстати, о фотографиях и уже упомянутой независимой экспертизе. Финансовый уполномоченный при рассмотрении вашего спора со страховщиком вправе провести независимую экспертизу поврежденного ТС.

Поэтому, даже если вы не делали экспертизу, лучше иметь и загрузить вместе с заявлением фотографии поврежденной машины и все фото имеющихся повреждений (как правильно фотографировать, можно прочитать здесь).

В противном случае экспертиза будет проведена только по фотографиям, которые предоставит страховщик, и вы же понимаете, что он меньше всего заинтересован в том, чтобы экспертиза была в вашу пользу. Делаем выводы.

Отправили, направили, послали. Дальше порядок такой:

  1. в течение 3 рабочих дней со дня поступления вашего обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного он принимает к рассмотрению заявление (или не принимает) и уведомляет вас об этом;
  2. в течение 15 рабочих дней со дня передачи ему вашего заявления, он рассматривает его и принимает по нему решение об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении;
  3. срок, указанный в пункте 2 может быть приостановлен на время проведения независимой экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Получается, что ждать решения финупа можно максимально 28 рабочих дней. Можно взять небольшой запас и остановиться на 30 рабочих днях. После истечения этого срока и не получения от финансового омбудсмена решения по заявлению можно обращаться в суд с аналогичными требованиями.

Если ответ вы получили, но он вас не устраивает, то в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения финупа в законную силу (это еще 10 рабочих дней со дня подписания решения финупом) вы также вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Шаг №4: Суд со страховщиком

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством.

Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого.

Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Эти суммы, к сожалению, суд вправе снизить по обоснованному заявлению СК о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса, но суды в 2022 году стараются в рамках своих полномочий устанавливать какой-то баланс и взыскивать в пользу потерпевших средние суммы по схожим делам.

Здесь стоит отметить еще одну тонкость – финансовый уполномоченный, в отличие от суда, не вправе применять ст. 333 ГК РФ и снижать неустойку и финансовую санкцию, поэтому в его решении должна фигурировать их полная сумма (а это не более 400 000 рублей).

Именно поэтому стоит обращаться к омбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения) на следующий же день после вступления его решения в законную силу, чтобы страховщик, пропустивший срок на обжалование его решения, уже не смог восстановить его, тем самым переведя разбирательство в юрисдикцию суда.

Суды, в основном, проходят в спокойном режиме, стороны предоставляют доказательства в обоснование своих требований и позиций, заявляют ходатайства, приобщают отзывы и возражения, высказываются и отвечают на вопросы суда.

Очень часто потерпевшие заявляют требования не только к страховщику, но сразу и к причинителю вреда, в случае, если суммы по ОСАГО явно будет недостаточно для восстановления поврежденной машины.

То есть когда денег на ремонт слишком мало – меньше стоимости ремонта не только по причине занижения выплаты страховщиком, но и расчёта возмещения по ОСАГО с износом.

 Третьими лицами могут быть привлечены СТО или второй страховщик.

Про назначение судом экспертизы уже говорилось, но не будет лишним, перед тем как суд приостановит дело, приобщить к материалам дела свои фотографии с осмотра(ов) в электронном виде, чтобы эксперт мог все повреждения увидеть и отразить в своём заключении.

Когда о проведении экспертизы ходатайствует страховщик, то почти всегда он просит назначить экспертизу в определенные организации. Все мы понимаем, что они могут быть независимыми, а могут и не быть. На этот случай стоит подготовить свой список организаций (2-3 учреждения), куда бы вы рекомендовали назначить экспертизу, а против списка ответчика возражать.

В основном, суды длятся довольно-таки продолжительное время, иногда полгода, иногда год. Если дело сложное, то и больше. Это тоже стоит иметь в виду и не обрушиваться с критикой на своих представителей о том, что очень долго всё делается.

Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете потом по исполнительному листу взыскать всё присужденное. И делается это 2 способами:

  • либо через службу приставов,
  • либо через банк, в котором у страховщика есть счета.

Судебная практика

Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам потерпевших со страховщиками и, конечно, уже сформировалась некая практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Из последнего это Определение Верховного Суда о том, что потерпевший при определенных условиях вправе оспорить соглашение о денежной выплате, заключенное со страховщиком и признать его недействительным. В таком случае появляется право требовать выплату в полном объеме, но, как вы поняли из данной статьи, путь этот не легкий.

Надеемся, что статья будет вам полезной и поможет вам отстоять свои права в случаях, когда страховщик рассчитывает и выплачивает слишком мало денег за ДТП.

Что делать, если ремонт после ДТП дороже, чем выплатила страховая по ОСАГО

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Страховая компания является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по ОСАГО не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не перекрывает потери, потерпевший участник может воспользоваться дополнительными условиями контракта.

Откуда берутся деньги за доплату

Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.

Когда возникает парадоксальная ситуация:

  1. Страховщик намеренно уменьшает стоимость выплаты.
  2. Капремонт обходится дороже, чем прописано в акте.

Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:

  1. Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
  3. Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
  4. Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Читайте также:  Некачественное оказание услуг Почтой России

Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.

Ремонт обходится дороже страховки

Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.

Действия должны быть следующими:

  1. Провести автономную экспертную оценку.
  2. Направить досудебное требование делинквенту. В иске необходимо указать недостающую сумму.
  3. Если ответственный участник отказывается платить издержки, направить заявление в юстицию.

Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.

По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного транспорта;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юридическим лицом;
  • следить за изменениями в постановлениях.

Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.

После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.

Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.

Верховный суд разъяснил, сколько страховщик должен заплатить по ОСАГО

Если страховщик отказался направить машину на ремонт, а суд решил, что он это должен был сделать, то пострадавший должен получить всю сумму ущерба без учета износа автомобиля. К такому заключению пришел Верховный суд, разбирая спор между страховой компанией и автовладельцем.

Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой.

Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах.

На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

Не платит страховая: 17 ноября 2011 года в городе казани при столкновении 2

Верховный суд РФ не стал пересматривать дело о клевете Навального

Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.

Районный суд назначил судебную автотехническую экспертизу. Согласно ее заключению, часть повреждений автомобиля соответствует заявленному механизму столкновения.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по повреждениям, полученным в этой аварии, в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Центробанком, составляет без учета износа 346 300 рублей, с учетом износа — 256 500 рублей.

Районный суд взыскал со страховщика сумму без учета износа, а также штраф 100 000 рублей, неустойку до заседания суда в размере 100 000, компенсацию морального вреда (1000 рублей), а также судебные расходы.

Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.

Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа. Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.

И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.

  • Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.
  • Страховщик не направил машину на ремонт, поэтому должен компенсировать его стоимость 
  • Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее. Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽

Мой водительский стаж — 15 лет. Несколько лет назад со мной случилась очень неприятная история. На зимней дороге мою машину Peugeot 307 занесло и выбросило на встречную полосу под фуру.

К счастью, скорость была невысокой, поэтому ни я, ни пассажиры серьёзных травм не получили. Но мой автомобиль очень пострадал (фото машины не сохранились) и, как выяснилось позже, не подлежал восстановлению.

На многотонном тягаче остались небольшие повреждения: была разбита фара, декоративные элементы кабины, остались мелкие вмятины и царапины.

Свою вину я признал сразу, отрицать её было глупо. В моих действиях не было злого умысла, но с управлением я действительно не справился. Мы вызвали сотрудников ДПС. Они приехали в течение получаса, осмотрели место ДТП, опросили меня и водителя грузовика. Наши показания совпадали. У нас обоих было оформлено ОСАГО.

Сотрудники составили схему ДТП и протокол. Меня признали виновником. Ехать на машине было невозможно, поэтому я вызвал эвакуатор, который увёз её с места аварии.

Спустя почти год после этих событий по месту прописки мне пришла повестка в суд. Из неё я понял, что страховая компания якобы выплатила владельцу пострадавшей фуры 1 миллион ₽ и теперь эти деньги требует с меня.

Я не автоэксперт, но прекрасно понимал, что мой компактный хетчбэк не мог так серьёзно повредить тягач. Поэтому нашёл адвоката, чтобы он помог отстоять мою позицию в суде.

Услуги юриста обошлись в 60 тысяч ₽. В эту сумму входили сбор и подготовка документов, а также представление моих интересов в суде одной инстанции.

Адвокат, ознакомившись с деталями дела, сообщил, что выиграть его будет несложно.

Первое, что адвокат потребовал сделать — провести независимую экспертизу. Услуги эксперта стоили 20 тысяч ₽.

Экспертиза проводилась по аналогии: мы нашли легковой автомобиль схожих габаритов и поставили его лицом к лицу с тягачом.

Далее сопоставили габариты автомобилей и зафиксированную в протоколе о ДТП скорость движения.

Это наглядно показало, что на небольшой скорости моя машина не могла повредить фуру на 1 миллион ₽, а значит, требования страховой компании завышены. Экспертиза стала основой для защиты в суде.

На первое судебное заседание представители страховой компании не явились, поэтому его перенесли. На втором заседании юрист страховой компании предложил мне пойти на мировую, если я соглашусь выплатить 500 тысяч ₽. По совету адвоката я отказался. Он утверждал, что мы выиграем дело, и тогда платить не придётся вовсе. Суд принял материалы для рассмотрения и назначил следующее заседание.

На третьем и четвёртом заседаниях суд рассматривал дело по существу. Он принял во внимание нашу экспертизу и признал требования страховой компании неправомерными.

Я на этих заседаниях не присутствовал, положившись на адвоката.

Он меня не подвёл: по итогу суд признал мою правоту и обязал страховую компанию компенсировать мои затраты на экспертизу полностью, а на адвоката — частично. В общей сложности я судился почти год.

Через адвоката я получил постановление суда, где было указано, что страховая компания должна компенсировать мои расходы. Однако по прошествии месяца денег мне никто так и не перечислил.

Поэтому, по рекомендации адвоката, я отвёз документы в службу судебных приставов (заявление также можно было подать онлайн). После этого деньги мне перевели в течение двух недель.

Общая сумма составила 50 тысяч ₽.

Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки

У меня была возможность подать в суд на страховщика и обвинить его в мошенничестве. Однако по совету адвоката я этого делать не стал. По его опыту, это долгий процесс, который требует большого количества свободного времени и денег.

Юрист объяснил, что подобная практика характерна для небольших страховых компаний. Они пытаются заработать деньги, утверждая, что автомобили их клиентов получили очень значительные повреждения и суммы ОСАГО на ремонт не хватит.

Страховые рассчитывают на то, что ответчик не придёт в суд или не сможет себе позволить грамотных юристов. В этом случае суд признает требования компании правомерными, а приставы арестуют счета ответчика.

В такой ситуации, естественно, отстоять свою позицию будет намного сложнее.

В любом случае автомобилисту необходимо ОСАГО

Выбрать самый выгодный полис можно на Сравни.ру

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *