В законодательстве указано, что даже в случае, если в многоквартирном доме нет жильцов, поставка осуществляется. Поэтому платежки должны формироваться на каждый месяц.
За что обычно приходится платить:
- содержание дома;
- текущий и капитальный ремонт общего имущества;
- электроэнергию, водоснабжение, отведение канализации, отопление здания.
Квартплата, если не проживаешь в квартире, все равно будет. Ведь даже когда комнаты пустуют, многоэтажка отапливается и обеспечивается необходимым. Эти затраты делятся на всех собственников, они не зависят от количества зарегистрированных на площади. Следовательно, в любом случае придется производить оплату коммунальных услуг, даже если никто не прописан. Она состоит из:
- электроэнергии;
- водоснабжения;
- водоотведения;
- отопления;
- поставку бытового газа в баллонах;
- вывоза ТБО.
Если стоят счетчики, а ресурсом не пользуются, то платежки будут пустыми. Но когда индивидуальных приборов учета нет, то оплата будет начисляться, исходя из норматива потребления на каждого жильца. Однако стоит учитывать, что не все виды платежей зависят от показаний счетчика.
Если прибор учета отсутствует, платить за воду или газ придется по региональным тарифам. В этом случае плата формируется в зависимости от числа собственников помещения. Эти нововведения по расходам начали действовать в 2017 году. Единственный способ избежать постоянного увеличения долга по тарифам – установить ИПУ (индивидуальный прибор учета) и оплачивать фактически израсходованные объемы.
Придется ли платить за коммуналку, если я не проживаю в квартире, и в ней никто не прописан
Когда гражданин просто временно живет в другом городе, ему достаточно каждые полгода уведомлять об этом управляющую компанию и брать с собой доказательства – любые документы, билеты или чеки, которые подтвердят иное место жительства.
Обязательство рассчитываться за потребленные объемы ложится на того, кто в действительности пользуется ресурсами.
Его задача – рассчитывать, сколько кубометров или киловатт/час было потрачено, а потом вписывать их в платежку и переводить деньги поставщику.
Когда в квартире не живут, начисление за все ресурсы, на которые нет ИПУ, происходит по числу собственников. Если их больше одного, то это зачастую не выгодно. Лучше зарегистрировать кого-нибудь на этой территории, что поможет снизить сумму платежей.
Как считается квартплата в зависимости от количества прописанных людей: от чего зависит начисление, если никто не прописан
Пока дом строится и не сдан в эксплуатацию, все бремя оплаты ложится на застройщика. После того, как он будет принят новыми владельцами, возникает вопрос, кто и как будет рассчитываться по задолженностям.
Размеры и расчеты находятся в зависимости от:
- наличия ИПУ;
- тарифов, которые приняты в регионе;
- площади каждой отдельной квартиры;
- количества зарегистрированных в ней жителей.
Если дом сдается по договору социального найма, то стоимость находится в прямой зависимости от квадратуры, а также складывается из расходов на ремонт, содержание и возможную реконструкцию. Формируется в пределах заранее определенного максимального значения на базе установленных властью норм.
Влияет ли число прописанных людей на квартплату? Нет, в данном случае важна сумма квадратных метров и ИПУ.
В стоимость поддержания в чистоте жилья включают:
- вывоз мусора;
- облагораживание придомовой территории;
- приведение в порядок общего домового имущества;
- своевременное обслуживание и ремонт коммуникаций, чердаков, подвалов, других технических помещений.
Кто должен платить квартплату собственник или прописанный: как заставить родственника рассчитываться по обязательствам
Отношения между владельцем дома и реально проживающими там людьми закреплены в статье 154 Жилищного кодекса, согласно которой человек, пользующийся комнатами, вносит суммы за потраченные ресурсы — свет, воду, отопление. Он же перечисляет деньги арендодателю и выполняет мелкий ремонт. Хозяин квартиры отправляет ежемесячные взносы на капремонт.
Зарегистрированным людям важно платить, если они там действительно живут и используют блага. В других случаях их обязанность распространяется только на те услуги, которые начисляются не по счетчикам – например, вывоз мусора или содержание подъезда в чистоте.
Как влияет количество проживающих человек на квартплату: придётся ли оплачивать чужую задолженность
ТСЖ, УК или другие поставщики услуг в первую очередь возлагают обязанности на владельцев жилого помещения. А те перепоручают необходимость обрабатывать платежки реально пользующимся газом или светом.То есть если гражданин отказывается вносить платежи, то управляющая компания может подать в суд на собственников. Погашать задолженность заставят именно их.
Можно попробовать потребовать уплаты долгов по счетам, если есть официальный договор найма, в котором расписывались наниматель и арендодатель. Во всех остальных случаях можно только уговорить или попросить. Без подтверждения факта съема решить положительно вопрос в суде практически невозможно.
Если временно прописать человека в приватизированную квартиру, то квартплата увеличится, поскольку часть платежей зависят от чиcла зарегистрированных.
Когда кто-то живет в другом месте, можно рассказать УК, доказать его проживание по иному адресу. Но чаще это не имеет эффекта. Еще один способ минимизировать счета – выписать «лишних». Часто это становится достаточным аргументом, чтобы родственник изменил свое поведение.
Можно ли отказаться от того, чем не пользуешься
Необязательно оплачивать все указанное в платежке. Вполне реально официально перестать это делать, когда вы не пользуетесь ресурсами. Например, оплата за электроэнергию производиться не будет, если в квартире никто не прописан, а счетчики установлены.
Но за стационарный радиоприемник необходимо переводить поставщику платеж каждый месяц независимо от того, слушает кто радио или нет.
Однако можно обратиться в организацию, поставляющую услугу либо подать заявку на отключение и отправить ее через МФЦ, чтобы отключить радиоточку.
По этому же принципу закрывают счета на домашний телефон, антенну, спутниковое телевидение или интернет. Кстати, так можно сэкономить, если в планах длительное путешествие. Нужно только заранее написать и отправить заявление с просьбой приостановить действие договора на определенный срок.
Но если есть долг, то его сначала придется закрыть, а потом уже расторгать договорные отношения. Иначе вас не отключат, пока есть задолженность, и она будет расти.
В случае с домофоном ситуация спорная и зависит от того, на каких условиях его установила управляющая компания. Иногда устройство входит в обязательную оплату квартплаты и ЖКХ, даже если не проживаешь в квартире. Тогда необходимо все же вносить деньги.
Решить вопрос с отоплением намного труднее. В частном доме просто перекрывают батареи и ИПУ не будет накручивать. В многоэтажных же все сложнее. Отключение отопления чревато нарушениями в здании из-за низких температур. Помещения будут отапливаться в любом случае. Поэтому платить нужно, как и за другие общедомовые нужды – уборку территории или капремонт.
Всегда ли выгодны счетчики
Собственники ставят индивидуальные приборы учета, чтобы нести расходы только на реально потребленные ресурсы. Но это не всегда экономно.
Начисление квартплаты за воду, если в квартире никто не прописан, и нет ИПУ, происходит по числу владельцев. Даже когда он всего один, а фактически живет семья из 5 потребителей. В этом случае выгодно оплачивать счет, где указан норматив на одного человека.
Когда зарегистрировано 5-9 жильцов, а по факту их 1-2, без счетных устройств не обойтись. Они помогут значительно экономить, ведь проконтролировать собственные траты проще, чем доказать поставляющей компании, что норма не расходуется.
Как выписать тех, кто не бывает в доме
Если расчет квартплаты идет в зависимости от количества проживающих, можно избежать ненужных переплат. Сначала следует поговорить с теми, кто прописан на жилплощади, но фактически не появляется там. Иногда это помогает – бывший жилец просто регистрируется по другому адресу.
Но если он отказывается менять прописку и не хочет платить квартплату, то придется обращаться в суд. То же следует делать, когда экс-жильца сложно найти, он переехал в другой город или пропал.
Единственный способ решить проблему – составить исковое заявление в суд. При положительном судебном решении останется просто передать его в паспортный стол.
Ответчика должны выписать без его присутствия.
Люди прописаны в квартире, но не проживают в ней: можно ли сделать перерасчет суммы
Когда люди отсутствуют несколько месяцев, долг по ЖКУ растет. Можно законным образом оградить себя от штрафов. Для этого необходимо в течение 30 дней по возвращении отнести заявление в УК или МФЦ. К нему приложить документы, которые смогут подтвердить информацию.
В качестве доказательств может служить отсутствие затрат света и воды – если никто не бывает в доме, то эти ресурсы не тратятся. Подойдут билеты на поезд или самолет, счета из гостиницы и приказ о направлении в командировку — любой документ, который докажет нахождение гражданина по другому адресу.
Мы рассмотрели, зависит ли размер суммы квартплаты от количества прописанных и числа проживающих людей и рассказали об особенностях ее начисления в зависимости от количества прописанных.
От каких-то услуг можно отказаться, другие — поможет уменьшить работающий счетчик, а часть трат останутся неизменными.
С любым вопросом можно обратиться к поставщику, попросить разъяснений или попробовать договориться об изменении условий.
Как рассчитывается квартплата в квартирах собственников и квартирах по социальному найму?
Ответы на вопросы по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги отражены в разделе Жилищного кодекса Российской Федерации. Законодательно закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги на собственников жилья, арендаторов, нанимателей и членов ЖСК.
Как и в каком объеме начисляются коммунальные платежи?
Жилищный кодекс четко разграничивает вопросы оплаты, включая в расчет:
- коммунальные услуги.
- найм жилого помещения.
- оплату содержания жилья.
- взносы на ремонт.
Все бремя оплаты коммунальных платежей в новых домах, строящихся по договору долевого участия, ложится за застройщика до тех пор, пока квартиры не будут переданы покупателям по акту-приема передачи, после чего ставиться вопрос, как начисляется квартплата в новом доме.
Размер начисления квартплаты по прописанным или проживающим зависит от:
- тарифов, утвержденных в регионе;
- площади занимаемого помещения;
- количества зарегистрированных жителей;
- наличия приборов учета.
Понимание полной структуры платежей складывается из конкретных составляющих оплат.
Оплата за найм жилого помещения по договору соцнайма начисляется по квадратным метрам и включает в себя расходы собственника на ремонт, реконструкцию и содержание помещения.
Это определение вносит ясность: зависит ли размер квартплаты от количества прописанных или проживающих человек, а формируется на базе установленных норм органами местного самоуправления, но в пределах максимального размера на один квадратный метр.
В оплату содержания жилья входит:
- содержание придомовой территории;
- стоимость технического обслуживания общих устройств и коммуникаций, технических помещений;
- вывоз бытового мусора;
- содержание общего домового имущества.
Коммунальные услуги – это плата за:
- водоснабжение холодное и горячее;
- отвод воды;
- отопление, если в квартирах не установлены индивидуальные отопительные котлы;
- снабжение газом;
- снабжение электричеством.
Оплата ремонта включает две позиции – капитальный и текущий.
Согласно статье 154 ЖК наниматель жилья, прописанный в квартире, платит за пользование помещением, содержание и ремонт, вносит платежи за коммунальные услуги. Собственники не платят за пользование, но вносят суммы в фонд капитального ремонта.
- Если квартира находится в социальном найме, а прописанный там человек является ответственным квартиросъемщиком, тогда он полностью оплачивает «коммуналку». Другие прописанные в квартире не обязаны платить, если нет разделения счетов и не заключено договора о раздельной оплате коммунальных платежей.
- Если квартира находится в собственности, владелец полноценно вносит все платежи, включая содержание и ремонт, коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт. Квартплата при этом начисляется даже, если никто не прописан. Размер суммы зависит от утвержденных тарифов, метража и наличия приборов учета при начислении коммунальных платежей. При отсутствии счетчиков в квартире без зарегистрированных жителей, начисление коммунальных услуг производится исходя из одного проживающего.
Размер квартплаты от количества прописанных людей
Существует прямая зависимость стоимости коммунальных услуг и числа зарегистрированных жителей квартиры в случае отсутствия приборов учета. Это говорит о том, что большее количество людей, имеющих регистрацию на этой жилой площади, влечет за собой большие суммы ежемесячного платежа. Можем рассмотреть конкретные пункты квитанции, по которым мы оплачиваем квартплату. Но не во всех пунктах квитанции суммы изменяются, когда кто-то прописывается или выписывается.
Рассмотрим, как повлияет количество прописанных людей на квартплату.
Например, в квартире прописан один человек или четыре. В пункты расчета по тарифу за: пользование горячей и холодной водой, вывоз мусора, канализационные стоки, газ вносятся суммы, кратные числу зарегистрированных в квартире людей.
То есть, если вы не успели установить приборы учета, то за каждую услугу будет начисляться сумма по тарифу и принятому нормативу. Этот норматив мы умножаем на число прописанных людей и получаем сумму оплаты по каждой услуге отдельно.
Суммы по остальным пунктам в квитанции начисляются из учета площади квартиры и общедомового потребления услуг. Следовательно, общие потребление начисляется на все используемые жилые квадратные метры в доме, а затем распределяется по каждой квартире в соответствии с долей метража в общей площади.
Как правильно рассчитать квартплату на одного человека?
Квартплата на одного человека состоит из доли платежей:
- за отопление,
- содержание и ремонт,
- электроэнергии,
- а также стоимости использования одним человеком воды, газа, отвода воды при отсутствии счетчиков по нормативу, или его доли в общеквартирном потреблении этих услуг.
Выяснить, какие именно коммунальные услуги оплачиваются по количеству прописанных, довольно просто. Проверьте наличие счетчиков в квартире, проверьте какие показатели они учитывают, и зарегистрированы ли эти приборы учета в соответствующей организации.
Если договора на использование счетчика нет, отсутствует пломба, то показания такого прибора не будут учитываться при расчете, и все платежи будут поступать по установленному нормативному тарифу.
При установке счетчиков на газ и воду, число прописанных в данной квартире людей значения не имеет. Будет иметь силу только цифра на счетчике за календарный месяц, умноженная на официально установленный норматив.
Если таких приборов учета в квартире нет, то по количеству прописанных будут начисляться платежи за потребление газа, за использование и отведение воды.
Как правильно заставить платить за квартиру прописанных лиц?
Нередко все бремя оплаты за квартиру лежит на собственнике квартиры или ответственном квартиросъемщике, при этом другие проживающие лица не вносят оплату за жилье. Это оправдано, если в квартире проживают несовершеннолетние иждивенцы, не способные в данный момент к зарабатыванию денег и не имеющих пенсии от государства. Что делать, если проживающие трудоспособные лица отказываются вносить свою долю оплаты? Заставить оплачивать коммунальные услуги за себя можно только через суд, который разделит доли в общей квартире для внесения платежей по счетчикам или общей площади, а также обяжет неплательщика нести самостоятельно расходы за услуги, начисленные по тарифам. Иным способом разделить бремя ответственности за оплату жилья не получится. Угрозы, начисления без решения суда, неправомерное выделение доли оплаты – все это сыграет против вас, если неплательщик сам решит обратиться в суд.
Как определить, сколько человек прописано в арендуемой вами квартире?
Этот вопрос всегда ставится арендатором съемного жилья, который обращается в риэлторскую компанию по найму недвижимости в Москве. Обычно, к размеру арендной платы, которая закреплена в договоре, приписывается дополнительная обязанность ежемесячно оплачивать коммунальные платежи. Согласитесь, что при отсутствии приборов учета, стоимость оплаты коммунальных услуг зависит от числа зарегистрированных в квартире лиц, а если в квартире будет прописано десять человек, то стоимость коммунальных услуг и арендной платы будет внушительной.
Выяснить число прописанных в квартире людей можно обратившись в паспортный стол по интересующему адресу или в многофункциональный центр. Количество зарегистрированных человек по данным предыдущего месяца отражены в квитанции на оплату жилья. Но более точные сведения лучше узнавать в данный конкретный момент, поскольку сведения о регистрации изменяются довольно быстро.
Как повлияет временная регистрация на квартплату?
У вас есть собственная квартира, которая сейчас свободна и ее можно сдать в аренду. Условие арендаторов — временная регистрация по месту жительства, то есть в вашей квартире. Вы не можете определить самостоятельно влияет ли временная регистрация на размер коммунальных платежей? Попробуем разобраться вместе.
Как выяснить, на сколько и значительно ли увеличится квартплата при временной регистрации там жильцов на время действия договора аренды?
- Посмотрите, на все ли виды услуг у вас установлены счетчики учета
- Если приборов учета нет, то определите норматив потребления на одного человека, установленного в вашем многоквартирном доме, и тариф оплаты
- Прибавьте полученные суммы к действующей сумме оплаты, и получите новую сумму оплаты коммунальных услуг при временной регистрации
- Дополнительная нормативная сумма будет насчитываться весь период временной регистрации жильца
- Если на все виды услуг, которые не зависят от площади помещения, установлены счетчики, то стоимость квартплаты увеличится ровно на объем потребления указанных услуг. Естественно, все жильцы пользуются водой, газом, светом. Потребление этих услуг закономерно вырастет, следовательно, подрастет оплата этих коммунальных услуг при временной регистрации арендаторов.
Не попасть в долговую яму по коммунальным платежам поможет заранее заключенный договор о рамках и нормах потребления воды и света, чтобы временная регистрация и размер квартплаты не создали проблем.
Минстрой России разъясняет требования к платежному документу за услуги ЖКХ | Государственная жилищная инспекция Новосибирской области
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.06.2018 № 27125-ОГ/04 Департамент ЖКХ Минстроя РФ разъясняет состав платы за жилищные и коммунальные услуги и требования к платежному документу за ЖКУ.
- В соответствии положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- — плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества);
- — взнос на капитальный ремонт;
- — плату за коммунальные услуги.
- Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ (ЖСК, ЖК).
Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в платежном документе указываются:
- — почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ‑ сведения о нанимателе жилого помещения;
- — наименование исполнителя (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и иные банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет;
- — указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, ‑ величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
- — объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;
- — размер повышающего коэффициента, в случае его применения при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, и размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
- — объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,
- — общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения);
- — сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями, предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном приборами учета или уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
- — сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
- — сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
- — сведения о рассрочке или отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю;
- — штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК, ЖК) или при непосредственном управлении, решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
- — другие сведения, предусмотренные Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Требования ЖК РФ и Правил № 354 обязательны к исполнению. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» новая примерная форма платежного документа.
Объем информации, предусмотренный Правилами № 354, Приказом № 43/пр, к отображению в платежном документе обязателен. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию.
В случае нарушения исполнителем коммунальной услуги требований жилищного законодательства к платежному документу, Минстрой России рекомендует гражданам обращаться в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией ведомства и не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Квартплата: понятие, учет и документооборот в организациях ЖКХ, учет субсидий от 01 декабря 2018
- Российский бухгалтер, N 12, 2018 годВиталий Семенихин,
- эксперт журнала
- Говоря о квартплате в повседневной жизни, многие из нас подразумевают платежи, которые приходится уплачивать по квитанциям: платежи за воду и отопление, за электроэнергию и содержание жилья и прочие платежи.
- О том, что следует понимать под термином «квартплата», на основании каких документов она должна уплачиваться, как осуществляется документооборот по квартирным платежам, а также многие другие нюансы учета квартплаты в организациях ЖКХ, рассмотрим в данной статье.
Так что же такое «квартплата» или «квартирная плата»? В Постановлении ФАС Московского округа от 12 января 2006 г. по делу N КА-А40/13268-05 суд пришел к выводу, что законодатель определяет понятия «плата за пользование жилым помещением» и «квартирная плата» как тождественные.
Таким образом, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда, за капитальный ремонт жилого фонда, за наем жилья (для нанимателей), а также отдельно оплачиваются коммунальные услуги.
Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 апреля 2004 г. N 16419/03.
Понятия «жилищные услуги» дана в пункте 5.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 13 февраля 2017 г. N 88.
- Жилищные услуги — это услуги по:
- предоставлению в пользование жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
- содержанию жилого помещения, включающие в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по холодной воде, горячей воде, электрической энергии, потребляемым при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в многоквартирном доме;
- сбору и вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов.
Плата за коммунальные услуги согласно пункту 5.3 названных выше Указаний — это плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за наем, содержание жилого помещения для нанимателей жилья определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, что установлено пунктом 2 статьи 156 ЖК РФ.
В общем случае размер платы за наем и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 3 статьи 156 ЖК РФ).
Плата за наем устанавливается в соответствии с Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 г. N 668/пр.
В письме Минрегионразвития Российской Федерации от 2 мая 2007 г.
N 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» указано, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.
Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с ЖК РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.
Итак, согласно пункту 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, ТСЖ или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов. Такой порядок расчетов возможен в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении (пункт 64 Правил N 354).
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
- Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель на основании пункта 65 Правил N 354 вправе по своему выбору:
- а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
- б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
- в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354;
- г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Потребителю, который принял решение об осуществлении оплаты коммунальных услуг в счет будущих периодов, не требуется уведомлять об этом исполнителя коммунальных услуг либо платежного агента, о чем сказано в Письме Минстроя России от 04 сентября 2015 г. N 28485-ОЛ/04.
Правилами N 354 не предусмотрено распределения платежей в счет будущих расчетных периодов пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.
Указанные платежи учитываются в счет оплаты будущих периодов по результатам начисления соответствующих объемов коммунальных услуг в следующем расчетном периоде.
Если квартплата вносится наличными денежными средствами, то следует учитывать требования Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Общие положения, касающиеся организации документооборота денежных средств, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105 (далее — Положение N 105), но, применяя этот документ, следует учитывать, что его положения применяются в части, не противоречащей нормам Закона N 402-ФЗ.
- В соответствии с принципами, изложенными в Положении N 105, документооборот организации должен обеспечивать непрерывное ведение деятельности хозяйствующего субъекта, исходить из принципов рациональности, необходимости и достаточности документов.
- Движение документов в организации ЖКХ должно происходить в соответствии с разработанным графиком документооборота, который разрабатывается главным бухгалтером организации ЖКХ и утверждается Приказом ее руководителя.
- В частности, в графике документооборота указывается наименование документа, а также количество экземпляров, в которых составляется документ, лицо, ответственное за его оформление, срок оформления.
При осуществлении кассовых операций поступление наличных денежных средств в кассу организации должно сопровождаться оформлением приходного кассового ордера. В соответствии с законодательными требованиями приходный кассовый документ должен составляться в момент получения наличных денежных средств. Одновременно с выпиской первичных кассовых документов они подлежат отражению в кассовой книге.
https://www.youtube.com/watch?v=UxbDU8AySY0
Движение документов, относящихся к операциям с использованием контрольно-кассовой техники, тесно связано с движением документов по кассе, поскольку в конечном итоге наличная выручка организации, полученная за день с использованием контрольно-кассовой техники, подлежит сдаче в кассу.
Обязаны ли организации ЖКХ применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ)? Обязанность применения ККТ установлена статьей 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).
Согласно названной статье ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых хозяйствующие субъекты могут не применять ККТ, установлены статьей 2 Закона N 54-ФЗ. Перечень указанных видов предпринимательской деятельности является закрытым.
Согласно статье 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.
В связи с этим, при внесении в кассу ТСЖ взносов от жильцов дома, являющихся членами данного ТСЖ, которые аккумулируются у ТСЖ и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для ТСЖ работы и предоставленные услуги, применение ККТ не требуется.
О том, что прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ, сказано и в Письме Минфина России от 25 мая 2018 г.
N 03-01-15/35605, где также уточняется, что при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.
Обратите внимание, что не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01 июля 2019 г.
вправе организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. На это указывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2018 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Оборот наличных денежных средств в организации строго регламентирован, в частности, Указанием Банка России от 11 марта 2014 г.
N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) и Федеральным законом от 22 мая 2003 г.
N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ). Таким образом, можно говорить, что обращение наличных денежных средств в пределах организации регулируют, в основном, два законодательных актах.
- Первичные учетные документы, применяемые для документального оформления операций с наличными денежными средствами, утверждены Постановлениями Госкомстата России:
- от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
- от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Перечисленными постановлениями утверждены формы первичных учетных документов, а также формы регистров, необходимых при отражении операций с использованием наличных денежных средств.
Новые разъяснения Минстроя: что должно быть указано в квитанциях за ЖКУ
Карельские вестиКарельские вести
Поэтому любая ошибка в квитанции чревата серьезными неприятностями для жильца: даже при оплаченном счете может образоваться задолженность по квартплате со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, не следует забывать, что жильцы являются потребителями коммунальных услуг – а значит, имеют право получать полную и достоверную информацию о том, какие услуги им были оказаны и за что, собственно, они должны платить.
А также нельзя не отметить участившиеся случаи «вброса» ложных квитанций (с неверными реквизитами) – оплатив которые, люди пополняют кошельки мошенников и становятся должниками перед своей управляющей организацией.
Учитывая все это, Минстрой сделал подробные разъяснения правил выставления и оформления квитанций на оплату ЖКУ, которые недавно были опубликованы для общего сведения (письмо №27125-ОГ/04):
Квитанции на квартплату должны обязательно содержать следующие сведения:
— адрес жилого помещения и полные ф.и.о. его собственника,
— месяц, за который выставляется счет,
— виды коммунальных услуг, которые были поставлены за расчетный месяц,
— действующие тарифы для расчета стоимости каждого вида ресурса,
— обозначение единиц измерения, в которых определяется объем поставленных ресурсов.
Если плата за горячую воду рассчитывается по двум компонентам (холодная вода и энергия, затраченная на ее подогрев), то единицы измерения должны быть указаны по каждому компоненту отдельно,
— объем коммунальных ресурсов, которые были поставлены в жилое помещение в расчетном месяце (по каждому виду – отдельно),
— указание на применение повышающего коэффициента (если таковой применяется при начислении платы), его величину.
Также отдельно должна быть указана сумма, на которую повышается стоимость коммунальной услуги в связи с умножением на коэффициент (по сравнению с обычной платой без коэффициента).
Напомню, что повышающий коэффициент применяется в случае просрочки поверки счетчика, непредоставления счетчика для проверки и если счетчик отсутствует при наличии технической возможности его установить (на электричество и воду),
— объем коммунальных ресурсов, отпущенных на общедомовые нужды и приходящихся на долю конкретного жильца, с указанием платы за каждый ресурс в отдельности,
— суммарный объем каждого ресурса, поставленного на общедомовые нужды, по показаниям общедомового счетчика,
— информация о произведенном перерасчете квартплаты (в сторону снижения или увеличения) по основаниям, предусмотренным законом (временное увеличение числа проживающих в квартире, некачественное оказание коммунальных услуг и т.д.),
— уведомление о наличии задолженности по квартплате за прошлые месяцы, а также о предоставленной рассрочке или отсрочке ее погашения (если было заключено соответствующее соглашение с управляющей организацией),
— информация о снижении квартплаты с учетом субсидий и льгот, которые предоставлены собственнику жилья.
Управляющая организация может указать и дополнительные сведения в квитанциях, но вышеперечисленные являются обязательными.
Минстрой напомнил, что несоблюдение требований к содержанию платежных документов влечет штраф на управляющую организацию со стороны жилищной инспекции.
Кроме того, штрафом сейчас наказывается публикация рекламных объявлений на платежках и выставление двойных квитанций жильцам (от старой и новой управляющей организации, например).
Суды неоднократно указывали, что зачисление квартплаты на неверные реквизиты из-за дублирования квитанций нельзя считать нарушением со стороны жильцов, и управляющие организации должны самостоятельно заниматься поиском и переводом денег на свои счета.
Для снижения вероятности мошенничества с квитанциями управляющим организациям теперь запрещено использовать одинаковые наименования во избежание путаницы с получателями коммунальных платежей.