О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Образование детей занимает большую часть семейного бюджета, и это все при том, что на сегодняшний день оно является относительно бесплатным. Нет ничего удивительного в том, что общественность активно интересуется новостями по поводу того, будет ли платное среднее образование с 2021 года, потому что разговоры об этом ведутся уже очень давно.

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Предпосылки к введению этого вопроса

Ещё 5 декабря 2018 года Государственная Дума приняла новые законопроекты, которые касаются социального заказа на оказание муниципальных услуг, затрагивающих социальную сферу деятельности.

Закон объясняется довольно сложно, но если рассматривать все простыми словами, то каждый человек в России получит специальный сертификат, в котором будет указана возможность получения некоторого вида образовательных услуг – к примеру, в детском саду, в школе или на дополнительных кружках.

Однако впоследствии к этому закону были приняты поправки, и теперь сертификат будет действовать ещё и для институтов. Во всяком случае теоретически законодательная база выглядит именно так.

Законопроект дорабатывается, в него вносятся поправки и ориентировочно он вступит в силу в 2024 году.

Только на первый взгляд кажется, что это бесплатное образование, на самом деле эксперты его активно критикуют и говорят, что именно это основной закон о платном среднем образовании, потому что всё, что не будет покрывать ваучер, придется оплачивать отдельно. И проблема стоит очень остро, поэтому изменения в системе образования заслуживают особенного внимания.

Критика от депутатов

Один из депутатов Государственной Думы выступает с резкой критикой данного законопроекта, которая вполне оправдана.

Он уверен в том, что ваучер не покроет все расходы на образование, соответственно, оставшуюся часть, а она будет довольно внушительной (по мнению депутата) придётся оплачивать родителям.

Правда, если соблюдены будут все особенности, то власти, естественно, будут несколько видоизменять общеобразовательную систему, которая позволит школьникам получить достаточный уровень знаний.

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Правда, есть и противоположные мнения, в соответствии с которым бесплатное название является пережитком социалистического прошлого. Оно является «обязаловкой», которая не ценится детьми, и даже некоторыми родителями.

Бесконечная ненависть к школе у некоторых детей также идёт отсюда, в то время как платное образование может привести к тому, что дети будут хотеть учиться.

Школы станут лучше, ведь школьники будут посещать их с удовольствием, а не с ненавистью.

Школьная самоокупаемость

Бесплатное образование гарантируется конституцией Российской Федерации. Соответственно, закон о платном образовании должен быть внесён в конституцию, где на данный момент сказано, что учёба должна быть общедоступной, обязательной и бесплатной, не зря российские учителя являются государственными работниками, то есть их оклады финансируются из госбюджета.

Однако закон о том, что школы должны постепенно переходить на самоокупаемость, обсуждается уже достаточно давно, то есть частично учителей должны финансировать родители, хотя некоторые предметы всё-таки останутся общедоступными.

Оплачиваться будут дополнительные занятия, факультативы, кружки, то есть все те предметы, которые станут отличным подспорьем в получении будущей профессии.

Дети смогут сами (или в комбинации с родителями) выбирать для себя дополнительные занятия, которые в будущем пойдут им на пользу.

Несколько уроков в день будут бесплатными для всех школьников, например, три предмета – история, русский язык и математика. Остальные школьники смогут выбирать на свое усмотрение, родители будут за них платить, соответственно, пропускать их будет максимально невыгодно.

Пока сложно представить себе, как будет работать система на практике, не повлияет ли все это на дальнейшую учёбу студентов в ВУЗах. Да, и вообще, слишком мало конкретики в законе о платном образовании. Однако до 2024 г. – ориентировочно закон вступит в силу именно в это время, ещё есть время, поэтому за новостями остается просто следить.

Мнение общественности

Естественно, платное образование в 2021 годуне вызывает воодушевление у многих родителей, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно заметить, что школа сегодня действительно не доработана. Учителя обязаны отправлять отчёты о посещаемости учебных заведений в департамент образования, объясняя причины того, почему того или иного ребёнка не было на уроке.

Однако, кто сказал, что учителя это знают. Дети прогуливают, но сложно представить себе ситуацию, в которой родители оплачивают все уроки своих детей, а те не приходят на них. Ценность образования после того, как оно станет платным, повышается.

Сегодня стране нужны дополнительные нововведения, которые позволят получить достаточный уровень знаний. Закон о платном образовании должен дорабатываться, но, в целом, идея выглядит довольно неплохо. Возможно останется способ бесплатного обучения в магистратуре или обязательная стипендия правительства, но дальше это будет все обсуждаться более подробно.

(2

Платное образование — нежеланное, но неизбежное! Наступит ли в России эпоха платного образования?

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов в эфире программы «Познер» на Первом канале ТВ заявил, что принципиально выступает против платного обучения в школе.

«Против платного обучения, против школьного однозначно. Общее образование необходимо всем школьникам вне зависимости от достатка семьи». С этим трудно спорить, но, в то же время, он высказался и против закрытия частных школ. «Нет, абсолютно, и смысла в этом нет», – сказал министр. По его словам, родители могут отправить ребенка учиться в частную школу, если имеют такие возможности и считают, что там лучше …  

Почему именно сейчас?

Многие могут подумать, что сейчас не подходящее время для рассуждений о перспективах платного и бесплатного образования. Есть более интересные темы.

Например, очередной перенос ЕГЭ с 29 июня на 03 июля, о рекомендациях Роспотребнадзора к образовательным учреждениям, о подготовке школ к дистанционному образованию, о введении добровольно-обязательной вакцинации детей, без которой их не возьмут ни в одно образовательное учреждение, о летнем отдыхе и закрытых на карантин летних детских лагерях и т.д.

Почему именно сейчас министр просвещения затронул эту тему?

На самом деле, наступивший кризис, вызванный эпидемией COVID-19 — именно тот период, когда надо принимать трудные и часто непопулярные решения.

Сергей Кравцов начал рассуждать о платном и бесплатном  образовании в период, когда страна теряет доходы от продажи нефти, а экономика России уверенно стремится к отрицательным значениям. Доходы падают и финансовых возможностей стало не хватать.

Несмотря на недавно проведенную пенсионную реформу, связанную с увеличением возраста выхода на пенсию, резко упавший рынок нефти, а с ним и курс рубля, свел на нет все финансовые преимущества этого. Необходимо продолжать изыскивать пути снижения государственных затрат.

Рассуждения насчет платного и бесплатного образования пришлись очень кстати и могут быть вызваны они не столько праздными размышлениями, сколько насущной необходимостью перемен направлений движения финансовых потоков государства.

На фоне разразившейся пандемии COVID-19 трогать медицину никто не решится. После медицины большим ресурсом для государства в плане возможной экономии средств может быть образование.

  • Приведем пример.
  • Как мы знаем, в письме Роспотребнадзора даются рекомендации всем образовательным учреждениям, как должен быть организован образовательный процесс.
  • Понятно, что данные рекомендации возникли не от хорошей жизни, а были вызваны пандемией коронавируса и желанием минимизации негативных последствий процесса обучения.

Однако многие школы не могут организовать такие условия, т.к. не имеют для этого физических и материальных возможностей. Под физическими возможностями мы понимаем, в первую очередь, недостаток помещений для размещения школьников согласно предписанию.

После последней оптимизации образования много школ было закрыто, слито воедино, уменьшено количество ставок учителей и проведен ряд других мероприятий с целью уменьшить экономические затраты на их содержание. Сегодня мы сталкиваемся с последствиями такой оптимизации. Нехватка всего и вся в образовательной сфере ограничивает возможность правильного ведения образовательного процесса в период пандемии.

Как выйти из такого положения?

 Самое очевидное — уменьшить количество школьников.

Сделать это можно несколькими путями: 

  • В первую очередь — частичное дистанционное обучение, когда на него переходит не вся школа, а только ее часть. Например, при преподавании гуманитарных наук в старших классах. Это поможет разгрузить школы и классы.
  • Второй вариант — подтолкнуть родителей школьников для определения детей в частные школы. Причем многие открытые недавно частные школы предлагают весьма привлекательные цены на обучение, подстраиваясь под сложившуюся ситуацию.

Какая-то часть родителей сможет себе позволить перевести детей в такие частные школы.

Правильный подход и все получится!

Вопрос этот закономерно вызывает большой общественный резонанс, поэтому подходить к нему надо ответственно и с большой осторожностью, по всем правилам продвижения непопулярного предложения.

Сначала о нем надо просто заговорить. Затем — гневно отклонить, а потом, учитывая большое количество мнений, начать диалог с населением, который закончится разрешением для всех желающих переводить своих детей в современные и перспективные частные школы.

Процесс постепенного увеличения доли частного образования в России будет только нарастать. Наряду с постепенно внедряющимся дистанционным образованием, это существенно снизит нагрузку на федеральный бюджет и поможет развитию частного школьного образования, в котором заинтересованы многие участвующие в этом процессе лица..

26.05.20г

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Принят закон о дистанционном образовании. Люди поделены на 1-й и 2-й сорт.

***

Следите за нашими публикациями.

Дополнительно по теме:

Новые правила для родитетей:

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

1 сентября 2020 г. детей без прививок не пустят в детские сады и школы.

1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам. 

COVID-19. Дети начали заболевать ПМВС — осложнением коронавирусной инфекции.

1 сентября дети в школу могут не пойти. Учебный год может начаться дистанционно.

Читайте также:  Справка об алиментах: образец, как получить для соцзащиты или других целей, в том числе с места работы

Никита Михалков против прививок детям

"Довольно циничная картина получается": Россия движется к платному школьному образованию?

Раньше школы оценивали по качеству образования и количеству медалистов. Теперь – по размеру: чем школа больше, тем лучше.

Похоже, чиновники сделали выбор в пользу превращения детсадов и школ в образовательные комбинаты, где нашим детям будут предоставлять образовательные услуги, в том числе – электронные.

Что делать родителям, которые хотят, чтобы их дети получили действительно качественное образование, а не оказались пропущены через конвейер? Разбираются Анна Шафран и эксперты – Инна Гориславцева и Михаил Богданов.

Задача школы – учить детей, давать им образование, воспитывать, готовить к взрослой жизни, а в старших классах – к поступлению в колледж или университет. Так было испокон веков и, как мы предполагаем, должно быть и сейчас, считает Анна Шафран.

Но в реальности ситуация несколько отличается. Одной из важнейших задач современной школы в России является составление отчётов – на это уходит значительная часть времени и преподавателей, и административного персонала.

И ещё одна очень важная задача – занимать высокие места в рейтингах. На основе рейтингования происходит выделение грантов учебным заведениям, а значит, от них зависит уровень оплаты учителей, и, соответственно, возможности школы для привлечения преподавателей самого высокого уровня. Плюс материально-техническое оснащение школьных кабинетов.

Пару лет назад система рейтингования московских школ была серьёзно изменена. На сайте ActivityEdu была опубликована серия статей, в которых детально разбирались произошедшие изменения рейтинга. Если вкратце, то раньше для того, чтобы занимать высокие места, школам нужно было успешно участвовать в олимпиадах, а также получать высокие результаты на ЕГЭ и ГИА.

Теперь всё стало иначе: в топе рейтинга оказались школы, в которых есть детсадовские отделения – начиная с 2019 года за каждого ребёнка, переведённого из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла. 

Сбылось: вместо школ нам предлагают «образовательные фабрики»

Ещё в топе просто крупные школы, где учится много детей. Чиновники при составлении рейтинга смотрят не на отношение общего числа учеников к числу успешных, а просто на количество получивших высокие баллы.

В результате там, где учится много детей, чисто статистически оказывается больше участников олимпиад и отличников.

А вот если составить пропорцию, то ситуация резко меняется, но чиновники почему-то так не делают, с удивлением отмечает ведущая.

Ещё есть такие интересные параметры, как, скажем, наличие в школе учеников 7–11-х классов, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел.

Если эти хулиганы в течение года не совершали  правонарушений, то школа получает дополнительные баллы. И если в 2017-м за это начислялось полбалла, то после 2019 года уже 1 балл.

Неудивительно, что директорам школ выгодно скрывать правонарушения, ну и в принципе непонятно, при чём тут школа.

Также существует проблема непрозрачности рейтинга. Сами школы получают подробный расчёт, а вот родители могут только догадываться, почему та или иная школа оказалась на высоком месте: потому что там хорошо учат детей или потому что там много детсадовцев пошли в первый класс.

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Да, кстати, возможно, те, кто далёк от столичных реалий  образования, даже не в курсе, что в Москве практически не осталось  традиционных «просто школ». Начиная с 2012 года в столице идёт активный процесс объединения школ и их слияния с детскими садами.

В результате появляются многотысячные «образовательные комплексы», а по сути – образовательные фабрики, образовательные конвейеры, цель которых – не дать образование каждому ребёнку, а воспитать универсального потребителя образовательных услуг.

Родители, которые хотят, чтобы их дети выросли действительно образованными, платят за дополнительные занятия или нанимают репетиторов. Ну или ещё одна альтернатива – частная школа.

Это дорого, то есть мы видим явную сегрегацию по материальному принципу.

Не так давно тенденция к созданию «образовательных комплексов» пришла  в Подмосковье. Во многих городах родители протестуют. Это, в частности, Королёв, Яхрома, Пущино, Лыткарино.

Мало сомнений в том, что если чиновникам удастся добиться превращения и подмосковных школ, и детских садов в огромные образовательные комплексы, то дальше процесс создания образовательных конвейеров пойдёт по всей стране. 

И в результате в сельской местности, например, станет возможна ситуация, когда вызванным к директору родителям придётся ехать за десятки километров, потому что один директор будет приходиться на несколько сельских школ. А что? В Москве у некоторых школ до 15 корпусов. То есть это фактически 15 отдельных учебных заведений под единым руководством. И такое бывает.

Чем, прежде всего, опасно это слияние школ и детских садов? На этот вопрос Анна Шафран попросила ответить лидера общественно-политического движения «Объединение родителей» Инну Гориславцеву.

Понятно, что детский сад имеет определённую вместимость, и в погоне за увеличением количества детей, которые должны попасть в первый класс школы, а администрация очень заинтересована в получении финансирования за каждого ребёнка, который пошёл в первый класс и будет учиться дальше, начинается набор детей в детские сады сверх всех мыслимых нормативов. Из-за этого группы по численности в детских садах начинают достигать 40 человек, и это не может на сказаться на качестве воспитательного процесса и подготовке детей к школе.

Детский сад как передержка для детей

Это – первая проблема, с которой все сталкиваются, считает Инна Гориславцева: к сожалению, из детских садов в школу приходят дети, не подготовленные к учёбе в первом классе.

Фактически детский сад перестаёт готовить детей, как это было ещё в советское время, когда в школе училось наше поколение.

В основном сейчас воспитатели просто выполняют функции по присмотру или, как говорит, по «передержке» детей.

Вторая проблема заключается вот в чём: такое серьёзное укрупнение образовательных учреждений приводит к тому, что дети, живущие поблизости от одного из школьных корпусов, ходить туда не могут, потому что корпус отдан под начальную школу, а ученики средней школы должны ходить в другой корпус, находящийся за несколько кварталов. При этом они нередко пересекают несколько дорог, даже вынуждены пользоваться общественным транспортом.

Таким образом нарушается принцип шаговой доступности учебного заведения – один из основополагающих принципов, по которому должны строиться жилые комплексы, где основное ядро – это либо детский сад, либо школа.

Сейчас закон об образовании говорит о том, что местом обучения ребёнка вне зависимости от его физического местонахождения является юридический адрес школы, который присваивается по месту нахождения основного школьного корпуса.

То есть в тот момент, когда мы наблюдаем бум строительства тех самых «человейников», нужно и инфраструктуру создавать, а она за возведением домов не поспевает, добавила Анна Шафран.

И это не самое плохое, считает Гориславцева.

В Москве вошло в практику строить не жилые комплексы, спроектированные по нормативам, предусматривающим некий объём социальной инфраструктуры – поликлиника, детский сад, школа соответствующей вместимости, а аппартаментные комплексы, в которых люди живут и, исходя из места своего жительства, обладают правом поступить в ближайшую к месту своего фактического проживания школу, но юридически этой школы там быть не должно. Потому что нет норматива, который бы привязывал количество мест в учебном заведении к количеству «нежилья», которое в этот период времени вводится, но в это «нежильё» фактически заселились и уже живут люди.

То есть на градостроительную отрасль не возлагают дополнительные социальные издержки, а расхлёбывать эти проблемы потом придётся за счёт средств городского бюджета. И ещё за счёт родителей, которые будут вынуждены определять ребёнка в школу не у себя в районе, в непосредственной близости от дома, а туда, где будет свободное место.

Это три повода, из-за которых происходит укрупнение и слияние образовательных учреждений. Но есть ещё и третий, не менее важный, считает Гориславцева – это экономия денежных средств. Меньше удельные издержки на администрацию, на педагогов.

Как сэкономить на школе

К примеру, достаточно иметь одного преподавателя химии, который будет весь день бегать из корпуса в корпус и вести уроки по своему предмету.

Нет необходимости принимать на работу отдельного педагога для каждой из школ, если бы они существовали порознь.

Это, видимо, выглядит очень привлекательно для городских бюджетов – позволить себе сэкономить на объёмах выплат по заработной плате для педагогов.

Кроме того, на подходе гибридное обучение. Когда занятия проводятся в нескольких корпусах, всегда можно сказать, что физически учитель будет находиться в классе в таком-то корпусе и вести урок вживую, а в других корпусах в это время ученики будут смотреть фильм про этот урок.

Довольно циничная картина получается, отметила Анна Шафран. Всё, что сейчас происходит с законом об образовании, с укрупнениями школ, с их слияниями – всё это выглядит достаточно цинично, согласилась Инна Гориславцева.

Вы в самом начале программы сказали, что дополнительные баллы школы получают за то, что дети из детского сада переходят в первый класс школы. Но оценивается и трансфер детей из 4-го класса в пятый класс.

То есть после начальных классов максимальное количество детей должны остаться в этой же школе. Это тоже дополнительный бонус для директора и для администрации.

Именно поэтому сейчас в школах пошли по пути создания многопрофильных комбинатов.

Если раньше речь шла о школах со специализацией, к примеру, с углубленным изучением английского или французского языка, то теперь языковых школ как таковых не осталось.

Потому что сейчас во всех школах предлагается математическая вертикаль или научная вертикаль. С одной стороны, это вроде бы и неплохо, позволяет ребёнку остаться в этой школе.

Читайте также:  Можно ли купить земельный участок на материнский капитал: возможность и способы приобретения земли

Тем не менее профильное преподавание предусматривает какой-то специальный объём компетенций со стороны педагога, какую-то особую методику преподавания.

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Но известно, что та же математическая вертикаль сейчас вводится повсеместно, а количества педагогов, обладающих нужным объёмом знаний, чтобы преподавать математику, не хватает. В итоге математическую вертикаль создают, а педагогов нет. То есть всё это профанация процесса специализации, считает Инна Гориславцева.

А существуют ли плюсы у подобных крупных образовательных комбинатов? И есть ли какие-то минусы?

На этот вопрос ведущая попросила ответить председателя городского родительского комитета Санкт-Петербурга Михаила Богданова, вышедшего на связь со студией Царьграда по скайпу.

Это хорошо только для экономистов. Это вопрос эффективного использования средств, хотя и в этом тоже есть сомнения: экономить на детях – это звучит странно.

Точно так же, как и в здравоохранении, мы фактически идём к платной схеме нормального качественного образования.

А всё, что выпадает за рамки минимума, который гарантируется – это, пожалуйста, есть линейка частных школ. Поэтому никаких плюсов для родителей не вижу вообще.

Когда укрупняется школа – падает качество преподавания, уверен Богданов. И это уже продемонстрировано в Москве, в крупных школах Санкт-Петербурга.

В Северной столице нет крупных школ с численностью учеников около 2000 человек, которые бы попадали в десятку лучших.

В малых же городах и сёлах есть другая проблема – закрываются школы в пользу доставки детей в какую-то укрупнённую школу и, соответственно, там уже есть чисто бытовые проблемы.

Обратно в каменный век?

Вообще этот бухгалтерский подход к социальной сфере переходит все разумные пределы. Всё это надо останавливать.

То есть получается, если говорить о селе, то тут всё возвращается в каменный век, добавила Анна Шафран. Сначала страна тратила усилия на то, чтобы построить эти школы и больницы, чтобы сделать их доступными, а сейчас разворачивается полностью противоположный процесс.

К сожалению, это так, согласился Михаил Богданов. И это мы наблюдаем во всех регионах, где идёт серьезная дотация из федерального центра – это и Псковская область, и Смоленская, где тоже непростая ситуация.

Что же говорить про Якутию или какие-то вообще дальние регионы, где ещё более сложная ситуация, в том числе и с точки зрения демографии.

А если ещё затронуть вопрос с кадрами? Тут тоже всё завязано на количестве детей, потому что считается экономически нецелесообразным держать учителя, если в классе мало детей или у него не хватает часов для ставки.

Вот это последствия принципа сугубо денежного подхода в социальной сфере, который насаждается уже 30 лет. Когда нас убеждают, что всё необходимо правильно построить с точки зрения экономики, то есть «рыночек порешает». Вот он и решает.

В послании президента мы услышали интересную вещь, продолжила Инна Гориславцева.

Он сказал он том, что за счёт средств государственно-частного партнёрста в ближайшие годы должно быть построено 1300 школ, которые рассчитаны на миллион детей. Понятно, что это большие школы.

А малым школам не осталось места в системе образования даже на федеральном уровне. Этого нет в концепте, который нам предлагает национальный проект «Образование».

Ещё одна серьёзная проблема: конвейерная система образования в крупных учебных комплексах приводит к сменяемости педагогов – мало кто выдерживает такой ритм работы. А в результате педагоги перестают быть ценностью для школы.

Про интересы ребёнка, который должен иметь несменяемого педагога в течение какого-то времени, чтобы получить качественные знания, никто не думает.

А ведь это ещё и психологическая нагрузка на детей, которые каждый раз должны перенастраиваться на нового учителя.

Опасное заблуждение

Кто-то может сказать: а нужно ли нам вообще это всеобщее образование, задала вопрос Анна Шафран, завершая программу.

Ведь ещё сто пятьдесят лет назад образование было привилегией, а неграмотных было больше половины.

Так зачем же сейчас тратить деньги и силы на поголовное качественное образование? Пусть молодые люди научатся кое-как читать-писать и идут себе работать курьерами или продавцами.

Это, конечно, крайне неверное и очень опасное заблуждение. Напомню слова президента Владимира Путина из его послания Федеральному собранию:

В школы также должны прийти специалисты, которые станут настоящими помощниками классных руководителей, наставниками и воспитателями, будут организаторами увлекательных, интересных проектов для ребят в школе.

Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие.

У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас.

Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать.

В 21-м веке основные войны ведутся не на полях сражений. Это в 19-м веке, если от города хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь, то город находился в безопасности.

Сейчас ситуация полностью изменилась, считает Анна Шафран. Войны происходят в головах людей.

И если не давать детям хорошее качественное образование, то «Коля из Уренгоя», который извинялся перед бундестагом за невинно погибших солдат вермахта, нам ещё покажется настоящим патриотом и прекрасным знатоком истории.

Да и ситуация на Украине, где выросло поколение, свято уверенное, что в Европе рай, а в России – ад, вряд ли была бы возможна без качественного промывания мозгов на школьном уровне.

Поэтому создание «школьных фабрик», где тысячи детей смотрят видеозаписи уроков, после чего строем маршируют ставить галочки в тестовых заданиях – это, увы, не светлое будущее. Это крайне серьёзная угроза безопасности страны.

Нужно учить детей так, как учили нас, так, как учили задолго до нас. Учитель должен быть не «сотрудником учреждения, предоставляющим образовательные услуги», а уважаемым детьми и родителями преподавателем, способным и передавать знания, и воспитывать.

Техношовинисты то ли в шутку, то ли нет говорят, что, вполне возможно, человек – не венец творения. Мол, человек был создан для того, чтобы создать роботов, и вот они-то и будут венцом творения, а роду человеческому предстоит исчезнуть с лица Земли. 

Готовы ли мы к такому сценарию? Хотим ли такого будущего для наших детей? Подумайте об этом.

Высшее образование любит счет | Рыночный расклад на РБК+

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

РИА Новости

Почти половина российских студентов получает образование на платных отделениях вузов. Сейчас их учебу оплачивают родители, а государственные программы поддержки студентов-контрактников только начинают развиваться.

В российской системе образования сегодня насчитывается 724 вуза (495 государственных и 229 частных) и около 4 млн студентов, таковы данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах: 2020»). Несмотря на внушительное количество частных вузов, в них получает образование менее 10% от общего числа студентов.

При этом больше половины всех российских студентов в настоящее время учится на договорной основе — на платных отделениях государственных вузов, утверждают в НИУ ВШЭ.

Пандемия и падение доходов россиян заставили обратить на проблему внимание правительства, и в 2020 году пропорция изменилась в пользу бюджетных мест.

Как следует из подготовленного специалистами НИУ ВШЭ «Мониторинга качества приема в вузы», на очные бюджетные места в госвузы в прошлом году было зачислено 318,7 тыс. абитуриентов, на платные –177,5 тыс.

Около 14,3 тыс. выпускников школ поступили в негосударственные вузы.

В 2021/22 учебном году по планам Минобрнауки число бюджетных мест для поступающих на все формы обучения вырастет еще на 47 тыс. и составит 422 тыс. Львиную долю этих мест распределят среди региональных университетов.

Кроме того, минимум бюджетных мест останется на популярных специальностях, за которые люди готовы платить. Сохранится в пользу платных мест и соотношение в топовых столичных вузах.

 Так, судя по контрольным цифрам приема в 2021 году, на 437 бюджетных мест в бакалавриат МГИМО МИД России сейчас приходится 754 договорных.

В НИУ ВШЭ (в Москве)  — 2420 и 3595 соответственно, а в РЭА имени Плеханова — 626 и 2715 соответственно.

Цена науки 

Университетское образование финансируется из трех источников, говорит ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев. Это государственная субсидия, средства частных компаний, оплачивающих обучение целевиков, и личные средства граждан. Так дело обстоит во всей высшей школе, меняться может только пропорция. Например, в СФУ на платной основе учится 30% студентов.

Стоимость обучения одного студента-бюджетника в государственных вузах едина для всей страны, и снизить ее вузы не имеют права, объясняет Румянцев. Могут повысить, но тогда это надо обосновать наличием дополнительных услуг или особенностями реализации образовательной программы.

Стоимость договорного обучения не подлежат государственному регулированию и определяется спросом — тут действуют чисто рыночные механизмы. В среднем по стране в 2019 году семестр обучения на платном отделении стоил порядка 75 тыс. руб., таковы данные НИУ ВШЭ.

При этом раскрученный бренд позволяет ведущим российским вузам зарабатывать значительно больше.

К примеру, цена семестра обучения по специальности «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в МГИМО составляет 310 тыс. руб. По специальности «Дизайн» в НИУ ВШЭ — 345 тыс. руб.

, по специальности «Перевод и переводоведение (восточные языки)» в МГЛУ (ИнЯз имени Мориса Тореза)  — 194,5 тыс. руб.

Читайте также:  Можно ли получить неустойку из-за просрочки услуг выполнения заказа?

Образовательный кредит 

Для поддержки студентов-контрактников есть две основные государственные программы: оплатить обучение можно средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом.

Программа образовательного кредитования только набирает обороты, но благодаря льготной процентной ставке в последние два года интерес к ней растет, говорит руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуза проекта «5–100») Людмила Панкова.

Сейчас такие кредиты выдают Сбербанк и Почта Банк. С прошлого года процентная ставка установлена в 3%, а льготный период продлен на весь срок обучения плюс три дополнительных месяца.

Льготное кредитование могло бы повысить доступность высшего образования в стране, но пока оно практически не работает, считает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович.

По его словам, с одной стороны, в России недостаточно стабильная финансово-экономическая система. С другой, в отличие от большинства стран мира в России даже отличная учеба в сильном престижном вузе не гарантирует успешного трудоустройства, которое позволит выплатить кредит.

Поэтому банки не очень верят, что им вернут деньги, а студенты боятся попасть в кредитную кабалу.

«Конечно, банки пробуют работать с кредитами, а существующие при них благотворительные фонды могут даже профинансировать учебу несколько человек. Но все это лишь отдельные примеры, а не система. Система — это кошелек родителей», — констатирует Бунимович.

Кто платит за студента 

Главные спонсоры студентов-контрактников, конечно, их папы и мамы, соглашается ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Однако в наше время многие студенты работают и платят за учебу самостоятельно. Развивается система целевого приема, когда оплату обучения берет на себя заинтересованный в студенте будущий работодатель.

Кроме того, существует приказ Минобрнауки РФ от 6 июня 2013 года № 443, который позволяет студенту-контрактнику перейти на бюджет при условии, если он закроет на «отлично» две сессии подряд, напоминает Людмила Панкова. Однако такую возможность сильно ограничивает оговорка «при наличии вакантных бюджетных мест».

Развивают российские вузы и собственные программы поддержки. «Как и любой университет, мы заинтересованы в целеустремленных талантливых студентах и стараемся в меру своих возможностей снять с них бремя финансовой нагрузки», — говорит Максим Румянцев.

 Так, благодаря действующей в СФУ программе, набравший определенное количество баллов студент может получить рассрочку по оплате обучения, а также ощутимую скидку — от 10 до 50%.

Кроме того, университет может назначить годовую стипендию ректора — для самых успешных студентов она равна стоимости двух семестров обучения.

В УрФУ с этого учебного года студенты социально-гуманитарных и экономических направлений пользуются грантовой системой, рассказывает Виктор Кокшаров. Сумма гранта от университета зависит от баллов ЕГЭ и успеваемости студента и может полностью или частично покрывать стоимость обучения.

Кроме того, в вузе предлагают и гибкую систему скидок, благодаря которой можно сэкономить на стоимости обучения до 40%. Скидки зависят от места в учебном и внеучебном рейтинге.

Причем воспользоваться такой возможностью может не только узкий круг самых талантливых студентов, а практически каждый.

«Перерасчет ежегодно получают от 30 до 40% наших студентов-контрактников», — уточняет ректор УрФУ.

По словам Кокшарова, инструменты поддержки наиболее развиты в государственных вузах, особенно крупных и многопрофильных: «Мы располагаем широкими возможностями и разными источниками для поддержки студентов, в том числе и адресной», — отмечает эксперт.

Недооцененные частники 

Стараются находить возможности субсидирование оплаты для своих лучших студентов и частные вузы, добавляет омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский. Хорошие вузы создают совместные кафедры и лаборатории с бизнесом, который отбирает себе сотрудников еще со второго-третьего курсов и оплачивает их обучение, говорит он.

Большое количество платных мест в государственных вузах приводит к социальной напряженности, считает Амет Володарский. «В некоторых из них обучаются платно уже две трети студентов. Такие вузы выставляют самые высокие цены», — напоминает омбудсмен.

По его мнению, коммерческую нишу должны занимать сугубо частные организации. Более того, в рамках госзаказа они могли бы компенсировать какие-то программы, которых нет в государственных вузах, как это делается во многих странах. Пока же бюджетные места есть только в 5% имеющих государственную аккредитацию частных вузов.

«Большинство европейских стран не делят образование на государственное и частное. Определяющим является то, имеют ли вузы хорошие программы и сильную школу», — продолжает Володарский. По его словам, в знаменитых частных Кембридже и Сорбонне студенты учатся бесплатно за счет грантов и стипендий.

При этом тот же Кембриджский университет может привлечь к какому-то своему проекту и другие частные вузы, в том числе российские. «У нас этого почему-то боятся.

Хотя качество образования, например, в гуманитарной сфере может быть значительно выше именно в частных вузах, в которых помимо государственного образовательного стандарта дополнительно выполняются и международные — для того чтобы их выпускники были максимально конкурентоспособны», — резюмирует Амет Володарский.

Платное образование в школе в 2020 году

Вопросы, связанные с будущим наших детей, всегда обсуждаются наиболее остро. На этот раз многих родителей шокировала информация о том, что все государственные образовательные учреждения (детские сады и школы) якобы станут предлагать свои услуги лишь на коммерческой основе.

Многие утверждают, что школа уже давно перестала быть бюджетной ступенью образования, ведь учителя вынуждены систематически собирать с родителей деньги на определенные школьные нужды.

Но неужели в 2020 году россиянам придется оплачивать даже занятия по базовым предметам? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Откуда появился слух о платном образовании?

О платном образовании: многих сейчас волнует проблема о введении платного образования

Данная “новость” уходит корнями в далекий 2011 год, когда председатель Государственной думы выступил с сенсационным заявлением: государство неспособно выплачивать такое большое количество денег каждой школе на территории РФ, и потому образовательные учреждения вскоре вынуждены будут частично перейти на самоокупаемость. Это означает, что государство будет выделять лишь определенный минимум денежных средств, а о том, где взять дополнительное финансирование, школа должна позаботиться самостоятельно.

Можно сказать, что такая система уже функционирует во многих государственных образовательных учреждениях, и именно поэтому родителей так часто просят сдать деньги на новые учебные пособия, на ремонт кабинета и так далее. Дело совсем не в том, что школа хочет на этом подзаработать, а в том, что оплачивать всё это учитель или директор из своего кармана просто не в состоянии.

За что родителям придется платить в 2020 году?

Что же касается последних новостей, то появились слухи о скором внедрении в школьное расписание платных и бесплатных предметов.

Якобы государство оставит бесплатным определенный образовательный минимум (несколько часов математики, русского, истории и английского языка, а также урок физического воспитания).

Остальные предметы ребенок может выбрать из профильного списка, но за их преподавание родителям придется заплатить деньги. По предварительным подсчетам, ежемесячная оплата может варьироваться в пределах от 5000 до 7000 рублей (в зависимости от количества выбранных предметов).

Министерство образования комментирует это следующим образом: школы и ранее собирали с родителей дополнительные деньги, и никто не мог отследить, уходит ли финансирование действительно на нужды школы, или же в карман педагогическому составу и администрации. Теперь у государства появилась возможность легализовать сбор денег с родителей, и при этом избежать злоупотреблений. Все собранные финансы будут перечисляться на специальный школьный счет, расходы с которого будет контролировать государство.

Многим может показаться, что 7000 рублей – это действительно небольшая сумма. Пожалуй, многие родители уже сегодня готовы отдать ее, лишь бы ребенку на должном уровне преподавался предмет.

Однако большое количество семей в Российской Федерации являются многодетными или живут за чертой бедности.

Для них озвученная правительством сумма более чем существенна! Именно потому новость о введении платного образования так быстро обрела огласку.

Реакция государства на слухи о платном образовании

В Министерство образования и науки заявляют, что пока что ни о каком платном преподавании предметов речь не идет. Единственное, что обсуждают в правительстве – это модернизация текущей системы финансирования школ со стороны родителей. То есть Конституция гласит, что каждый имеет право на среднее общее образование, и данный закон не может быть никак нарушен.

Также Министерство образования уверяет родителей, что все предметы так и будут преподаваться в школе совершенно бесплатно.

А вот те деньги, которые учителя собирают с родителей на дополнительные нужды школы, станут подконтрольны государству.

Оплата всех дополнительных занятий и приобретение учебной литературы также будет регулировать Министерство образования. Возможно, будет создан специальный счет школы, куда родители будут направлять деньги.

За что в школе необходимо платить уже сегодня?

На самом деле, сегодняшнюю образовательную систему уже можно считать отчасти платной. Каждый родитель не по наслышке знает, сколько денег необходимо выделить школе, чтобы ребенок смог спокойно и комфортно учится. Вот перечень школьных услуг, за которые необходимо будет заплатить в 2020 году:

  • посещение дополнительных сверхнормативных часов по предметам;
  • факультативные занятия;
  • кружки и секции;
  • некоторые школы взимают с родителей плату за установку различного оборудования (турникетов, компьютеров, видеокамер и так далее);
  • в ряде учебных заведений работает платный гардероб;
  • родитель может оплатить питание в столовой для своего ребенка;
  • многие учителя оплачивают из родительского кармана дополнительную учебную литературу (что особенно актуально при изучении иностранных языков или при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).

На самом деле, перечислять можно до бесконечности, ведь количество платных услуг в каждой школе может существенно отличаться.

Многие родители знают: чтобы их ребенок смог успешно сдать выпускные экзамены, подготовиться к важному конкурсу, принять участие во всероссийской олимпиаде или поступить в престижный ВУЗ, необходимо посещать репетитора.

Чаще всего такие педагогические услуги оказывают школьные учителя, которые за дополнительную плату преподают и объясняют материал на должном уровне. По статистике, более 70% абитуриентов посещают или посещали репетитора.

Подводя итог, следует отметить, что среднее общее образование в школах России в 2019-2020 учебном году так и останется бесплатным, и государство готово выделять каждый школе минимальный размер средств из федерального бюджета. Но, к сожалению, качественное среднее образование бесплатно можно получить далеко не в каждой школе. Родители должны быть готовы к тому, что за качество и добросовестность им придется платить из своего кармана.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *